Во время Великой Отечественной войны специально обученные собаки помогли сапёрам обнаружить и обезвредить сотни тысяч мин. Светлана Гладыш в книге «Собаки на фронтах Великой отечественной» пишет об участии в войне шести тысяч собак-миноискателей самых разных пород — и в том числе, беспородных. Самая известная собака-миноискатель — овчарка Джульбарс, принадлежавшая кинологу Дине Волкац. На его счету семь с половиной тысяч найденных мин. По красивой, но не получившей документального подтверждения легенде, во время Парада Победы раненного Джульбарса пронесли по Красной площади на кителе Верховного Главнокомандующего.
Благодаря программе оцифровки книг прошлого мы можем узнать, как готовили к военной службе Джульбарса и других собак.
Методику дрессировки собак-сапёров разработали А. Мазовер и А. Орлов. Они начали заниматься этим во второй половине 1942 года, а уже в декабре первые хвостатые миноискатели демонстрировали свои умения военному командованию. У них было огромное преимущество перед приборами — они могли учуять взрывчатку в любой оболочке: дереве, стекле, металле, асбесте. Все ошибки, все ненайденные мины — а их на контрольных испытаниях были единицы — случались по вине вожатых: те торопили, одёргивали собак.
В 1943 году было напечатано «Руководство по средствам минирования и разминирования», в которое была включена глава о собаках. Ему предшествовал секретный документ, который цитирует Светлана Гладыш.
Собак-миноискателей целесообразно использовать:
а) при уширении проходов в минных полях после занятия нашими частями переднего края обороны противника;
б) при разведке и разминировании маршрутов вслед за наступающими частями;
в) при сплошном разминировании больших площадей и городов;
г) при разведке и разминировании мест для расквартирования, полевых складов и пр.
В конце 1943 года почти все инженерные части Красной Армии обзавелись собаками-миноискателями.
Работа собаки-миноискателя выглядела так:
Вожатый всё время идёт позади собаки, по её следу, на расстоянии 5—10 м, и управляет собакой при помощи верёвочного поводка и командами «Ищи», «Назад», «Ко мне».
При обнаружении запаха мины собака садится рядом с ней. Вожатый подходит к собаке и проверяет щупом, действительно ли собака обнаружила мину, после чего даёт ей «лакомство». Вожатый ставит около мины опознавательный знак и снова подаёт собаке команду «Ищи».
На картине, которая открывает эту статью, запечатлён момент проверки мины щупом. Однако собака, несмотря на то, что по инструкции она должна сесть рядом с находкой, продолжает поисковую работу.
За рабочий день, в зависимости от погодных условий, собака могла проверить от 1 гектара (ранняя весна) до 5 гектар (весна, до появления травы). Но были пары вожатый-собака, которые перевыполняли норму в несколько раз.
Чтобы собака могла хорошо работать, за ней нужно было правильно ухаживать. «Руководство» напоминает, что перед выходом на минное поле собаке нужно погулять — чтобы не отвлекаться во время работы. Корм должен быть тёплым и без мелких костей и пряностей. Спать собака-миноискатель должна в подветренных местах, на подстилке из подручных материалов, а в плохую погоду — в специально выкопанной ямке.
К сожалению, условия содержания собак в инженерных войсках не всегда были хорошими. Как писал в рапорте о посещении одной из частей А. Бобрик: «Будки из веток, привязывают собак телефонным кабелем. Кормушек нет, питание с перебоями». В таких условиях результаты работы собак были хуже: из 11 собак хорошо работали только 6.
Руководство по средствам минирования и разминирования в Национальной электронной библиотеке