Вот и началась самая загадочная четверть этого учебного года, где дети вынуждены сидеть дома у гаджетов, чтобы не отстать от школьной программы. Формально все учебные заведения приостановили образовательный процесс, реально - педагоги продолжают учить, а дети - учиться.
Организация обучения на дому для сотен тысяч граждан - задача не простая, поэтому ошибки и не стыковки вылезают постоянно. Одно дело, когда 30 детей приходит в общий класс и слушает учителя, и совсем другое - собрать 30 детей и педагога где-то виртуально, учитывая, что физически люди находятся в разных местах и разных условиях.
Самый простой формат обучения - тетрадочный. У всех есть учебники, педагог пишет в ЭЖД какой параграф изучить и какие упражнения сделать. Результат фотографируется и высылается почтой/по вотсапу для проверки.
Такой формат хорош для предметов вроде биологии, географии и истории. Сюда же можно включить литературу: прочитал произведение - ответил на вопросы. Хотя если надо выучить стих наизусть, то тут уже придется записывать видеофайл и отсылать его педагогу.
Добавим к тетрадочному формату различные сетевые образовательные страницы и получим электронный способ обучения, когда кроме учебника у школьника есть еще дополнительные файлы в электронном дневнике (ЭЖД) и различные задания в гуглклассах, яклассах и других образовательных сервисах.
Плюс в том, что можно делать домашние задания когда угодно, главное - отправлять результат к нужной дате. Минус: если ты чего-то не понял, то нужно выяснять это напрямую с преподавателем, чтобы сделать задание. Помножить на количество таких учеников, а потом и классов, в которых ведет педагог, и сразу становится понятен масштаб бедствия.
Многие школы пошли дальше и копнули глубже, в результате чего дети получили онлайн-обучение. С помощью различных программ ученики и педагог устраивают видеоконференцию, в ходе которой учитель объясняет материал, а школьники могут сразу задать вопрос, если что-то не поняли.
С одной стороны, такой формат кажется очень хорошей идеей, ведь это почти замена настоящему очному уроку. А с другой, возникает множество проблем:
- Ребенок должен иметь свой гаджет (лучше компьютер или ноутбук), в котором проводятся уроки, ведь это не разовая акция, а постоянный процесс.
- Помимо гаджета у ребенка должно быть свое рабочее место (хорошо, когда есть своя комната, а когда вчетвером в однушке?).
- Представьте, что детей двое или трое (и далее) и все - школьники. Каждая ли семья может обеспечить детям по комнате и по компьютеру? Одно дело сидеть тихонечко писать и читать, и совсем другое - слушать и говорить.
- Интернет у всех разный. Если одновременно три или четыре человека выйдут в онлайн-конференцию, насколько качественная будет у них связь? Ведь речь идет не о бизнес-центре, а об обычной домашней сети. Не говоря уже о том, что вдали от больших городов интернет в принципе штука непостоянная и очень капризная - тут есть, а там нет.
Отдельным вопросом стоит организация такого учебного процесса. Каждый педагог должен создать свои видеоконференции для разных классов и разных параллелей, сообщить всем ученикам (и их родителям) все пароли и явки. И главное - сделать это вовремя.
Мы уже пропустили пару уроков из-за такого рода накладок. Я также поняла, что если раньше ребенок учился самостоятельно, то теперь до обеда я тоже должна держать руку на пульсе, чтобы в любой момент помочь ему урегулировать ситуацию.
Больше всех "попали" старшеклассники, которым сдавать экзамены. Пожелаем им сил, терпения и удачи в этом нелегком деле! И их родителям, разумеется :)