Продолжаем разговор.
В 1979 году И.И. Панченко создает классификацию дизартрий исходя из ведущего синдрома. Мы называем такой подход синдромологическим. И применяется он чаще всего, когда мы говорим о детях с ДЦП. И логопеды редко ей пользуются. Но неврологи частенько именно его и применяют.
1 Спаситко-паретическая дизартрия. Спастичность, синкенизии и оральные синкенизии (содружественное движение мышц). Снижение амплитуды артикуляционных движений. Медленное переключение с позы на позу.Акт приема пищи замедлен, но координирован. Усредненность гласных. Невнятность согласных. Это те товарищи которые не озвончают. А логопеды думают, что оглушают.
Речевой выдох укорочен. Вдох неглубокий. Возможна нозолизация , монотонная речь. Гиперсаливация. Ведущий синдром всего этого спастический парез.
2 Спастико-ригидная дизартрия. Спастичность мышц. Частое присутствие синкенизий (содружественное движение мышц). Оральный автоматизм. Эти дети все время все облизывают и сосут. Нейропсихологи думают, что это нейропсихологическая незрелость. Но нет,это синкенизия сволового уровня мозга. Объем артикуляционных движений ограничен. Включение с задержкой. При включении движений повышается тонус во всей мускулатуре. Мимика бедная. Нарушена координация между дыханием, жеванием,глотанием. Ведущий синдром спастический парез.
3 Гиперкинетическая дизартрия. Тонус зависит от внешнего состояния. Гиперкинезы - патологические, непроизвольные движения, внезапно возникающие в одной мышце или целой группе мышц, по ошибочной команде головного мозг. Языка, лица и шеи. Объем артикуляционных движений достаточный, но трудности удержания и переключения поз. И автоматизация звуков. Речь невнятна, смазана, малопонятна, монотонна. Ведущий синдром гиперкинез.
3 Атаксическая дизартрия. Нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствия мышечной слабости; одно из часто наблюдаемых расстройств моторики.
Часто такую Вы видите после инсульта. Тремор языка. Несоразмерность артикуляционных движений. Увеличение амплитуды или замедленность действий языком. Трудность удержания артикуляционного уклада. Разборчивость речи условна. Голос истощающийся и затихающий к концу фразы. Ведущий синдром атаксия.