Авианосцы – это предмет особой гордости США, которые они считают грозной боевой силой. И при военных действиях с «банановыми республиками» это действительно так. Проще простого подогнать авианосец поближе к такой стране, и безнаказанно бомбить ее. Но вот также будут эффективны «плавающие аэродромы» в войне с более серьезным противником – Россией или Китаем?
У авианосцев много недостатков, причем даже не связанных напрямую с действием противника. Пожаро- и взрывоопасность, слабое бронирование и уязвимость взлетно-посадочной полосы. Кроме того, боевая авиация может использоваться при спокойном или относительно спокойном море.
Собственно, чтобы вывести авианосец из строя не нужно его топить, нужно просто повредить взлетную полосу, и тогда это просто кусок железа, причем самолетам, которые уже в воздухе, просто не будет куда приземлиться.
Надо сказать, что ни один авианосец США не подвергался вражеской атаки, поэтому судить об этом можно только теоретически. Впрочем, в 2005 году американцы провели тестирование на потопляемость списанного авианосца «Америка», расстреляв его и потопив. Но результаты проведенного тестирования так и не стали достоянием общественности. Очевидно, что последствия учебной атаки были плачевными, и военные все засекретили.
С появлением у России гиперзвуковых «Цирконов», актуальность авианосцев снизилась в разы.
Противокорабельная крылатая ракета 3М22 «Циркон» способна развивать скорость до 8 Мах, дальность до 600 км, на высоте до 40 км. Перехватить ее невозможно, и только одна ракета сможет повредить авианосец – может, не фатально, но надолго вывести из строя.
При этом нельзя утверждать, что авианосцы совсем уж бесполезны. Нет, для локальных конфликтов, колониальных войн – это как раз то, что нужно, и потому у американцев эти корыта вызывают гордость. Авианосцы – это оружие нападения, тогда как военная стратегия России – оборонная, где авианосцы не актуальны.
Россия, тем не менее, планирует иметь в строю к 2060 году 6 новейших авианосцев, хотя сроки, скорее всего, отодвинут, ибо авианосец – дорогое удовольствие, как в строительстве, так и в последующем обслуживании. Грубо говоря, чтобы оправдать постройку и плавание такой штуки, нужно вести себя так, как американцы, то есть подминать под себя нефте и газодобывающие страны. Например, авианосец «Рональд Рейган» за 50 лет «съест» почти 28 млрд долларов, включая и затраты на утилизацию. Авианосец сдан в строй в 2003 году, так что сумма затрат – приблизительная.
В целом – перспективы авианосцев весьма и весьма туманны.