Сегодня вспомним четырнадцатый студийный альбом Queen – «Innuendo» («Косвенный намёк») 1991 года. Это последний альбом Queen, записанный и выпущенный при жизни Фредди Меркьюри. Музыканты сняли несколько клипов, один из которых, «These Are The Days of Our Lives», стал последним с участием вокалиста группы.
Рассмотрим основные композиции пластинки.
«Innuendo» («Косвенный намек»).
Одна из самых длинных композиций Queen (более 6 минут). Существует версия, что образ песни возник в голове у Фредди Меркьюри, когда он услышал джем Брайана, Джона и Роджера. Вместе они доработали слова и музыку, а для исполнения соло на испанской гитаре пригласили гитариста Yes Стива Хау. Совместная запись Хау с Брайаном Мэем заняла около 2 суток. По словам гитариста Queen, «испанские мотивы предполагаются с самого начала песни; эти маленькие риффы, чем-то похожие на болеро».
О чем же идет речь в этой удивительной песне? С уверенностью можно сказать одно: это один из самых сложных для интерпретаций текстов Queen, в котором гармонично переплелись сюрреализм, авторская фантазия и «некие намеки на действительность». При самом беглом рассмотрении «Innuendo» можно сравнить с песней «Машины времени» - «Пока горит свеча». «Пока солнце светит в небе, а в пустыне есть песок; пока волны бушуют в море, разбиваясь о берег, пока дует ветер, горят звезды и радуга – мы будем продолжать идти по этой тонкой грани!» - звучит в тексте «Innuendo». Некоторые считают, что таким образом группа намекает слушателям об ухудшении здоровья Меркьюри, другие же находят в песне религиозные, социальные и культурологические мотивы, которые «иногда можно лишь обнаружить по едва заметному звучанию музыки».
«I’m Going Slightly Mad» («Я слегка схожу с ума»).
Кажется, что художественная кисть Фредди Меркьюри рисует песню на холсте, предлагая слушателям «увидеть» основные цвета замысла автора: «Тысяча и один желтый нарцисс начинают плясать перед тобой. Пытаются ли они тебе сказать что-то?»
Существует мнение, что текст отражает душевное состояние Фредди Меркьюри в момент его борьбы с болезнью. Конечно, это нельзя исключить, но может быть, это очень удачная авторская ирония?
«Headlong» («Стремглав»).
Была написана Брайаном Мэем, который сначала планировал включить песню в свой сольный альбом «Back to the Light». Но после того как её услышал Фредди Меркьюри, была включена в репертуар группы. Несмотря на то что вокалист Queen во время записи песни уже был тяжело болен, он старался шутить и быть активным в студии. Поэтому композицию можно считать своеобразным гимном человеческому мужеству и стойкости.
«I Can’t Live with You» («Я не могу жить с тобой»).
Также вышла из-под пера Брайана Мэя. По его словам, эту песню совершенно невозможно миксовать. «…ты думаешь: «Отлично, осталось поработать пару часов». А затем она становится всё хуже и хуже…»
Основная идея заключена в названии песни – герой испытывает муки любви, когда невозможно жить вдвоем и находиться вдали от своего «сердца». «Я не могу жить с тобой, но я не могу жить без тебя. Я не могу позволить тебе остаться, но я не смогу жить, если ты уйдешь…»
«Don't Try So Hard» («Не надрывайся»).
Никогда нельзя переходить грань, отделяющей реальность от безумия, спокойствие от отчаяния. «Если ты споткнулся и упал, это ненадолго… лучше поблагодари звезды за свои удачи!» Таким образом, автор призывает ценить то, что у нас есть, наслаждаться жизнью, не желая большего.
Ride the Wild Wind» («Покори дикий ветер»).
Написана Роджером Тейлором. Песню считают своеобразным продолжением ранней композиции Queen - «I’m in Love with My Car», посвященной давней страсти Роджера – автомобилям. Песня пропитана духом свободы, борьбой с природной стихией и… самой жизнью. «Покори этот неистовый ветер, я непременно приручу и оседлаю ураган… Любимая, пригни голову, этой ночью мы умчимся вместе с ветром…»
All God's People» («Все божьи люди»).
Песня перешла в репертуар Queen с альбома «Barcelona», поэтому соавтором Фредди Меркьюри значится Майк Моран.
Песня-манифест, призывающая всех «божьих людей», то есть всех людей на планете сохранять душевную теплоту и человеческое достоинство. В нашем сложном мире легко впасть в «приятную беспечность», потеряв «естественные человеческие чувства» - доброту, сострадание и отзывчивость. Но для души полезней отдавать, «щедро принимать гостей» и «не отвергать наставления Бога».
Почти в каждой строчке песни есть мудрый совет, который автор дает своим слушателям. «Живите так, как велит вам совесть, любите и будьте свободными. Мы все божьи люди».
«These Are the Days of Our Lives» («Это дни нашей жизни»).
«Это лучшее, что я написал для Queen», - сказал в интервью Роджер Тейлор. Это первый сингл, который группа выпустила после кончины Фредди Меркьюри. Песня получила награду Ivor Novello как лучший сингл 1991 года.
В тексте главный герой вспоминает свое недавнее прошлое, «когда мы были детьми, когда была наша молодость». Тогда все казалось другим, «прекрасным» и «беззаботным». Но случались и дни, когда «было много неприятностей», но они также давно минули. У героя осталась одна правда – любовь к своей возлюбленной. На «These Are the Days of Our Lives» так и хочется снять художественный фильм, раскрывающий эти воспоминания. И эту песню можно бесконечно любить хотя бы за одну фразу: «Я все еще люблю тебя», которую Фредди Меркьюри произносит в своем заключительном клипе…
«Delilah» («Делайла»).
Посвящена любимой кошке Фредди Меркьюри. В тексте рассказчик не устает восхищаться своей любимицей. «Делайла, радость моя, ты неотразима. Ты вызываешь у меня улыбку, когда мне хочется плакать. Ты возвращаешь надежду, и мне это нравится…»
«The Hitman» («Убийца»).
Главный герой – наемный убийца, который готов переступить закон ради любви и личной выгоды. Но несмотря на это, автор подчеркивает, что его герой – человек с непростой судьбой, которая не служит ему оправданием.
«Bijou» («Сокровище»).
Небольшой музыкальный номер от Фредди Меркьюри и Брайана Мэя. Эта песня-посвящение героя своей избраннице, когда «двум влюбленным просто суждено быть вместе… Весь остаток дней нашей жизни…»
«The Show Must Go On» («Шоу должно продолжаться»).
Эту песню совсем не хочется комментировать, настолько ярко, мощно и самобытно звучит её лирика. Лучше всего это может сделать Брайан Мэй, основной автор текста. «Эта песня появилась после того, как Роджер и Джон сыграли последовательность, и я начал над ней работать. В самом начале это была последовательность аккордов, но у меня появилось ощущение, что она может стать чем-то важным. Меня охватила настоящая страсть, поэтому я усердно взялся за нее. Мы сели с Фредди, решили, какой должна быть тема, и написали первый куплет. У этой песни длинная история, но я всегда чувствовал, что она будет важной, потому что мы имели дело с тем, о чем тогда было тяжело говорить, но в мире музыки ты мог это сделать».
А как вы оцениваете этот альбом группы?