В 1988-м году в кино вышла драма о гопниках - про качалку, драки, дискотеки и отжим ништяков у лохов бандой главного героя фильма "Меня зовут Арлекино". Не хватало только семок. Фильм показывает представителей молодежной субкультуры "люберов".
В перестроечные годы во многих городах СССР из крепких парней из спальных районов сложилось молодежное движение "люберов". Название произошло от города Люберцы под Москвой. Любера занимались культуризмом в подвалах (как раз появилось слово "качалка"), рукопашным боем, боксом, плаванием, бегом, прыжками и другими видами спорта.
Любера активно пропагандировали здоровый образ жизни - что весьма отличало их от гопников, распространенных с 90-х и до наших дней. Как видим, у гопников нет и идеологии, которая была у люберов, поэтому более универсальные гопники процветают в городской экосистеме и по сей день. Хотя возможно люберов сгубило отсутствие семок. Жёсткая система тренировок и последующего отбора позволила им развить высокую боеспособность. В отличие от современных АУЕ любера не ценили блатную романтику, хотя потом многие из них стали бандитами или единороссами.
Любера враждовали с неформалами: хиппи, панками, металлистами и т. п. За это их ценили менты, которые в те времена гоняли всяких панков и рокеров. Движение получило известность в середине 80-х и приобрело широкую популярность среди некоторой части молодёжи СССР после появления в 1987 году статей во всесоюзных СМИ: "Контора люберов" в журнале ЦК КПСС "Огонёк" и "Люберцы при свете фонарей" в еженедельнике ЦК Комсомола "Собеседник". Основная цель люберов декларировалась как подготовка к армии, что в годы жесточайшей армейской дедовщины конца 80-х и начала 90-х было особенно актуальным. На волне общественного интереса к движению в 1987 году на киностудии "Беларусьфильм" режиссёром Валерием Рыбаревым был поставлен фильмец "Меня зовут Арлекино".
В фильме звучит легендарный трек:
Главный герой фильма по кличке "Арлекино" - типичный гопас-любер. У него своя невнятная система ценностей, которые он доносит до окружающих с помощью крепких кулаков. Парень он бедный и неблагополучный, задиристый как петух, главный альфач в стаде и т.д. У него своя небольшая банда, которая тренируется в подвале со всякими самодельными железками. Всем лет по 16-18. Банда занимается в основном разборками с другими субкультурами. Например, с нациками - оказывается, в перестройку в Белоруссии кто-то носил сережки со свастиками, а Арлекино такой - деды воевали! И пошли выйдем, все дела. В общем за что он борется ему и самому непонятно, скорее просто вымещает свою злобу и ярость на всех до кого дотянется.
Музыка с дискотеки в фильме:
Например, он и его подельники наехали на патлача и обрили его, как те самые нацики, против которых он вроде топит. Хотя патлач просто читал книгу в парке и никого не трогал. Как и полагается фильмам той эпохи, подружку Арлекино (ее играет певица Светлана Копылова) изнасилуют мажоры. Для фильмов того времени это клише, о чем я уже писал: "Авария, дочь мента" тоже с этим столкнулась, также это было в фильме "День любви", ну и как апофеоз жанра про изнасилование мажорами - "Ворошиловский стрелок", который наконец отомстил и поставил жирную точку, всадив пулю мажору сами помните куда. Но вот что надо отметить - Арлекино нифига не жалко. За что боролся, на то и напоролся. Ведет он себя весь фильм как быкующая мразь, при этом режиссер явно ему симпатизирует, но зрителя-то не обманешь.. Типаж схвачен верно.
Что интересно, исполнитель главной роли Олег Фомин играл во второй части фильма "Фанат", причем главную роль. О первой с Алексеем Серебряковым я уже писал в недавнем обзоре. "Фанат" фильм менее реалистичный, скорее просто про драчки под кальку западных фильмов, а в "Арлекино" куда больше социального.
В фильме есть интересный диалог на вечеринке, где девушка говорит о том, что проживет лет 50 и может заработает себе на кооператив. Она еще не знает, что кооперативная эпоха сейчас кажется совсем мимолетной, а уже через 7 лет после фильма Белоруссию накроет железобетонная лукашенковская стабильность. А потом и Россию. Но после каждой такой эпохи вероятно появление новых люберов, будущих бандитов.
Еще пара треков из фильма: