Королевский флот
Знаете ли вы, что слово MANOWAR и в 16, и в 18, и в 21 веках обозначало нечто огромное, мощное и настолько громкое, что могло перекричать сам Ад? И это неудивительно, ведь английское слово Man O’ War говорит само за себя – буквально его можно перевести как «Человек войны» (но в английском языке оно больше носит интонацию слов «Вояка» и «Боец»), а война всегда сопряжена с залпами тысяч орудий и плавящейся сталью брони и снарядов. И если о группе, носящей такое название нам худо-бедно известно, то, думаю, было бы интересно рассказать о носящих такой громкий во всех смыслах титул кораблях.
Но прежде чем перейти непосредственно к «Воякам», думаю, не будет лишним вкратце изложить историю мирового кораблестроения.
От лодок к плавучим крепостям
Всё кораблестроение началось с изобретения водоизмещающего корпуса, который стал неотъемлемой чертой кораблей на всё последующее время. И хотя поначалу корпуса были довольно малы и даже редко вмещали в себя более двух человек, но уже содержали в себе все элементы современных кораблей — силовой каркас из продольных и поперечных рёбер жёсткости. К каркасу крепилась обшивка, основным конструкционным материалом было дерево. Изначально размеры корабля и определялись наиболее доступной длиной пиломатериалов для строителей. Со временем люди научились соединять отдельные детали в шип и в паз, скреплять соединения клеем или гвоздями, выгибать поперечные рёбра нужной формы. Таким образом появились первые мореходные корабли, для защиты которых от захлёстывания волнами появилась палуба. В дальнейшем, уже до индустриальной эпохи, конструкция деревянных корпусов судов значительных изменений в принципе не претерпела, экстенсивно расширяясь в сторону увеличения размеров корабля, числа его палуб, применения новых пород и сортов древесины, методов её сохранения от влияния воды и жучков-древоточцев. Постоянно совершенствовались внешние формы обводов судов для достижения заданных судостроителями характеристик — скорости, мореходности или грузоподъёмности корабля.
Первое время особых различий между торговыми и военными судами не было, но позже, в античную эпоху, стали появляться корабли, специально оборудованные для ведения обширных боевых действий на воде. Парусное оснащение использовалось больше для увеличения скорости и состояло из прямых (трапециевидных) парусов. Маневрирование осуществлялось вёслами. Так продолжалось примерно до 8 — 9 вв., когда в районе Средиземноморья стал входить в употребление латинский (косой) парус. Он получил широкое распространение, так как позволял идти против ветра.
Впоследствии, из-за низкой эффективности вёсел и благодаря развитию парусной инженерной мысли от гребных судов стали постепенно отказываться. На смену им пришли малые одномачтовые и полуторамачтовые корабли с прямыми парусами — сначала Нефы, а затем Когги. Впоследствии в начале 16 века нашёл новое применение латинский парус, добавление которого в качестве второй мачты преобразовало круглые Когги в Карраку и дала начало эпохе «бойцовской» породе кораблей «MANOWAR».
Корабль Войны
Прозвище «MANOWAR» появилось спонтанно примерно в начале 16 века в Королевском Военно-Морском Флоте Великобритании и никем специально не вводилось. С самого начала так называли любой предназначенный исключительно для ведения боевых действий корабль — будь то Линейный Корабль или обычный разведывательной бриг-шлюп (который, кстати, так и назывался brig-of-war). Из-за ускорившихся к 16 веку темпов развития кораблестроения и появления всё больших по размеру и вооружению кораблей, стали появляться системы подразделения кораблей по единому принципу.
Первые документальные попытки в этом направлении отмечены в середине XVI века, в правление Генриха VIII. «Мари Роз», «Анри Грас-а-Дье» и «Грас Дье» были выделены в группу «больших кораблей» (англ. Great Ships), исключительно на основании размера. К концу XVI века такое разделение распространилось на весь королевский флот: «большие корабли», и все остальные.
Формальная система, однако, возникла только в начале XVII века. Первые известные списки кораблей по категориям относятся к 1604 году. Корабли подразделялись на королевские (англ. Royal Ships), большие (англ. Great Ships), средние (англ. Middling Ships) и малые (англ. Small Ships). В них критерием служит численность команд. Ей придавали основное значение, так как она определяла большинство требований к обеспечению. Она же служила мерой боеспособности, так как артиллерия еще только завоевывала позиции главного оружия. Основным видом боя оставался абордаж, где численность часто была решающей. Примерно с 1610-х годов категориям стали давать номера: Royal Ships — первый ранг (англ. rank), Great Ships — второй, и т. д. Со временем к четырем имеющимся рангам прибавились пятый и шестой.
В 1677 г секретарь Адмиралтейства Самуэль Пепис, предложил систему которая, с некоторыми дополнениями, продержалась в Британском флоте до 1817 г. По ней, место корабля в классификации — рейтинг (англ. gun rate) — определялось числом пушек. Численность команды зависела в основном от числа артиллерийских расчетов. При этом учитывались только гладкоствольные, длинноствольные пушки, и только установленные на каретки (разновидность лафета). Мортиры, единороги, фальконеты, позднее карронады и другие разновидности относились к дополнительным и не влияли на рейтинг. Исключения делались для кораблей, вообще не имеющих длинноствольных пушек. Таким образом, реальное число стволов обычно не совпадало с номинальным. И бывали парадоксальные ситуации, когда командир 32-пушечного фрегата жаловался, что имеет «только 32 пушки».Несколько рейтингов составляли ранг. Регламентировались также калибры (в фунтах, по весу ядра), и классы кораблей, входящие в ранг. Ранг, однако, тоже стал обозначаться термином rate, что указывает на стремление к единой классификации. Ниже определенного числа пушек ранг не присваивался (unrated).
Английская ранговая классификация (конец 17 — 18 вв.)
(По числу пушек)
Ранг Тип 1685 1697 17141721 1760 17821801 1Линейный корабль 90-100 94-100 100 100 100100 100-120 2Линейный корабль 64-90 90-9690 9090 90-98 90-98 3Линейный корабль 56-70 64-80 70-8070-80 64-80 64-80 64-84 4Линейный корабль 38-62 44-64 50-6050-60 50-60 50-6250-60 5 Фрегат28-38 26-4430-40 30-40 30-4430-44 30-44 6 Фрегат 4-18 10-24 10-20 20-2420-30 20-2820-28 Без Шлюп, Бриг, Шхуна и др. 4-24
Закат и эхо Мановаров
В 19 веке, ввиду появления судов на паровой тяге военное значение парусных кораблей постепенно отходило на второй план, а потом и вовсе они были полностью вымещены более совершенными судами. Так пришёл конец славной и продолжительной эпохе Мановаров, вдохновивших на создание шедевров мировой живописи не одного художника, среди которых такие известные личности как Симон де Флигер, Уильям Лайонел Уайли, Эмануэль Ларсен и, конечно же, Иван Константинович Айвазовский.
Снизу вы можете посмотреть выдающиеся творения этих маринистов: