Наверно через пару десятков лет, нужно будет учить детей читать с рождения.
Еще совсем недавно чтению учили в первом классе. Мы хором повторяли за учителем буквы, тянули гласные, шипели, рычали и тихо ненавидели синий учебник с большой буквой А.
Реалии нашей жизни таковы, что сейчас первоклассник должен уметь читать и не просто складывать слоги, а читать бегло и уметь пересказывать близко к тесту.
На самом деле нет ни одного нормативно-правового документа, где прописано, что ребенок, поступая в первый класс, должен уметь читать и писать. Даже если ребенок впервые в жизни видит буквы, его возьмут в школу.
Представьте нагрузку на детский организм, когда уже в конце первого полугодия дети проходят тест на скорость чтения. В зависимости от программы обучения количество слов в минуту варьируется от 10 до 25. А к концу 2 полугодия скорость чтения уже должна быть 30-50 слов в минуту.
Научные исследования и опыт других родителей говорят о том, что в среднем ребенку нужен год на обучение чтению. От сюда и нижняя
возрастная граница- за год до поступления в школу.
Верхняя граница возраста определяется выбранной методикой обучения. Все они имеют свои возрастные ограничения.
Приняв решение, что пора учить кроху читать взрослые сталкиваются с проблемой выбора методики. И тут одних фамилий десятки, а то и сотни Жукова, Зайцев, Доман. Так и это еще не все: Буквограмма, Азбука, Букварь и много много всего другого.
Вернемся к вопросу: Когда начинать?
Кто-то считает, что пора за год до школы. Сторонники раннего развития считают, что в 3 года ребенок может уже читать.
На самом деле точного возраста нет, но есть несколько признаков готовности к обучению чтению:
- У ребенка должна быть сформирована речь и не желательны речевые дефекты. Лучше проконсультируйтесь с логопедом. Возможно достаточно пройти несколько занятий и исправить произношение звуков
- У ребенка хороший словарный запас и он умеет строить сложные предложения
- Ребенок умеет пересказывать, может описать как прошел день простым структурированным рассказом без перепрыгиваний между событиями
- Наличие пространственной и временной ориентации
- Малыш проявляет интерес к чтению и буквам
Приступая к обучению подумайте о том, желаете вы просто выучить буквы и основы чтения в рамках раннего развития или ваша цель научить читать и выработать определенную скорость чтения.
Помните, что научившись складывать слоги, дети читают «на автопилоте» и не понимают смысла прочитанного. Как только ребенок освоил навыки чтения, начинайте учить понимать смысл прочитанного. Для этого достаточно, после прочтения текста, задавать наводящие вопросы и давать возможность ребенку самостоятельно ответить на эти вопросы.
Обучить ребенка чтению не сложно. Главное не упустить время и не начать слишком рано. Не заставляйте, если малышу это не интересно. Предлагайте буквы во время игры. Предлагайте вместе прочитать название сказки. Так ненавязчиво вы сможете заинтересовать ребенка.