Если взять Библию, как первоисточник, то можно проследить закономерность, что про первое поселение человечества в ней говорится с оттенком неодобрения, ведь основал его человек, ослушавшийся Господа.
Итак, возвращаясь к предыдущей главе, когда Каин убивает Авеля, и тем самым обрекает себя на изгнание. После долгих лет скитаний, он основывает город Енох, где обосновываются все последующие потомки Каина.
Адаму и Еве, в утешение после смерти Авеля, Господь посылает сына Сифа и от него начинается другая ветвь человечества.
В Библии мы можем почерпнуть информацию о возрасте первых людей. Так, Адам прожил 930 лет, Енох, сын Каина предстал пред Богом в возрасте 365 лет, а Мафусаил прожил 969 лет.
И если рассматривать, что долгожительство людям давало огромное преимущество, оно же позволяло предаваться им пагубным страстям…
Кроме того, представители этих двух ветвей стали заключать браки между собой.
И тогда Господь, увидев, сколь порочен человек на Земле, пожалел о том, что сотворил его и решил уничтожить человеческий род.
В те грешные времена существовал только один "праведный и непорочным в роде своем" человек - Патриарх Ной.
Бог заблаговременно сообщил ему о Своем решении уничтожить все живое на Земле. За свою праведность Ной с семьей был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа, который явится карой за нравственное падение человека.
Господь проявил великодушие и согласился отложить потоп на 120 лет, чтобы Ной и его семья смогли построить огромный ковчег и спастись от смерти.
Сюжет, который будем рассматривать сегодня, довольно популярен и хорошо проиллюстрирован не только в современных публикациях, но и в росписях церквей, храмов и соборов и скорее всего знаком каждому.
Начать хочу с музея Ватикана , Рафаэль Санти "Строительство Ноева ковчега" (XVI век), так как здесь показан начальный этап строительства ковчега.
Сказать по правде, глядя на эту картину, у меня возникает много вопросов, ответы на которые кроются в самом сюжете, если рассмотреть ее более пристально.
Ян Брейгель младший. Идет процесс отбора зверей и животных для ковчега.
Знакомая для всех нас поговорка "Каждой твари по паре", имеет прямой библейский смысл.
Если кто уже встречался с работами этого живописца на сюжеты "Адам и Ева в райском саду", легко могут уловить сходство Эдемского сада и пейзажем природы на этом полотне (см. в других публикациях канала).
Более подробно хочу сегодня остановиться на картинах художника Якопо Бассано. Он посвятил этой библейской теме несколько работ.
Строительство ковчега.
И несколько вариантов заполнения ковчега.
Представитель венецианской школы живописи ( XVI век), Якопо Бассано любил изображать людей в сложных позах.
Его полотна отличает плотность композиционного рисунка, сдобренного многочисленными бытовыми деталями.
Его картины можно рассматривать часами и находить все новые и новые "изобразительные открытия"... Только посмотрите сколько на последней работе персонажей!!!
Спасибо за внимание!
PS: следующий сюжет для обзора: Гора Арарат.
Предыдущие обзоры можно посмотреть здесь:
Библия в искусстве: Сотворение мира.
https://zen.yandex.ru/media/id/5dff1d162beb4900b2c08a15/bibliia-v-iskusstve-sotvorenie-mira-5e81add77aa3547448888279
Библия в искусстве: Земной рай.
https://zen.yandex.ru/media/id/5dff1d162beb4900b2c08a15/bibliia-v-iskusstve-zemnoi-rai-5e83249f01822a01b722680e
Библия в искусстве: Запретный плод.
https://zen.yandex.ru/media/id/5dff1d162beb4900b2c08a15/bibliia-v-iskusstve-zapretnyi-plod-5e84aa5c8274cd4de920d9f4