Здравствуйте, дорогие читатели!
Начало здесь - Что такое "проблема"?
Предыдущий пост здесь - Как решить проблему? (шаг 5).
В предыдущих статьях мы разобрались с одним из методом решения проблемы - у нас получилось, что для этого нужно предпринять 5 шагов. Но даже 5-ый шаг, в рамках которого мы придумали и реализовали меры по устранению причин проблемы, не является последним! Казалось бы - всё, саму проблему и её основные причины мы устранили и можно быть уверенным, что проблема решена, она больше не появиться.
Да, на какое-то время действительно мы можем быть спокойны - проблема скорее всего не повториться, если мы будем придерживаться разработанных системных мер (т.е. новых правил, привычек которые не позволят появляться причинам). Но, всегда это проклятое НО!
Всё это будет именно так, если:
- Мы выявили все главные причины и устранили их - если не все, то проблема всё рано появится вновь из-за не выявленных причин.
- Также мы правильно выявили причины - ведь устранение не той причины, что нужно, не приведет к устранению проблемы.
- Мы разработали именно нужные меры для устранения причины - разработанные меры могут быть не привести к устранению причины (ну не правильно их придумали, это бывает при отсутствии опыта).
Как понять, что мы попали в эти три злосчастных НО? Тут всё просто, к сожалению - проблема появиться вновь! В обычной жизни мы сможем понять это именно так и только так! Способ плохой, но в повседневности предпринять что-либо другой достаточно сложно. Здесь нам может помочь только тщательное изучение причин проблемы и разработка мер по устранению причин с участием союзников (тоже тщательное). К сожалению нет простых методов, которые наверняка позволят вам сделать всё правильно с первого раза - ошибки и недоработки неизбежны, умение придет с опытом.
Но есть один момент - если проблему можно отслеживать количественно - например, изучая динамику како-нибудь важного показателя, характеризующего проблему (температура тела, артериальное давление, курс валюты или акций, показатель качества продукции - в общем какая-либо количественная характеристика). Тогда можно заранее отследить негативные тенденции и начать действовать до возникновения проблемы. Есть очень хорошее и полезное правило:
Проблему лучше предупредить, чем потом её устранять!
"Предупредить" - означает предпринять меры по воздействию на причины проблемы ещё до её возникновения!
"Как же такое возможно?" - спросите вы. А всё очень просто - если поставить перед собой цель предвидеть проблему и не допустить её, то тогда мы несколько по-другому будем вести себя. В этой ситуации обычно применяют так называемые профилактические меры. Мы часто так поступаем в своей жизни и не всегда осознаем это - эти меры нам прививаются нашими родителями, как их опыт, и опыт их родителей.
Вспомните - нас заставляют одеваться по погоде, чтобы не заболеть; мы мажемся кремом от загара, чтобы не "сгореть"; мы одеваем маску и перчатки, чтобы не заразиться и т.п. Или вспомните рекомендации или требования врачей - те же прививки, например. Но это привычные действия и мы их делаем также привычно.
Но что нам мешает такие меры придумать самому и в отношении любых других ситуаций? Да ничего!
Можно ведь учиться не только на своих ошибках, можно просто быть чутким и внимательным - мы всегда сможем предположить возникновение какой-либо проблемы, просто наблюдая внимательно за ситуациями в жизни.
Как придумать предупреждающие (профилактические) меры, если мы смогли предсказать (предположить) возникновение како-либо проблемы? Да все точно также, как и в случае с уже имеющейся проблемой - по той же самой схеме, что я до этого вам описал! Если коротко, то найти возможные причины предполагаемой проблемы и устранить их.
Есть правда ещё один способ - придумать, реализовать и поддерживать меры для защиты от возникающих проблем. Но это не всегда эффективно, т.к. вам придется быть в постоянном тонусе и ожидании проблемы - лучше убить проблему в зародыше, т.е. убить её причины (корневые или системные кончено - все промежуточные не эффективно убивать, думаю понятно почему).
Ещё одним полезнейшим действием, которое я очень рекомендую сделать после успешного решения проблемы - распространить ваш опыт на ваших родных, знакомых, коллег. А вдруг у них есть или могут возникнуть похожие или точно такие же проблемы? Ведь ничего нет сложного и зазорного в том, чтобы просто рассказать им о том, что вы предприняли, чтобы решить проблему! Поверьте, ваш успешный опыт позволит им быстрее понять и осознать проблему, а потом и воспользоваться вашими советами. И они буду вам очень благодарны!
Ну вот мы и добрались до того момента, когда я вынужден сказать - это последний шаг в методе решения проблем. Получилось 6 шагов, ну и хорошо. Я постарался коротко изложить основные методические подходы к процессу решения проблем для, так сказать, обычной жизни. Это универсальные рекомендации, которыми можно пользоваться лдя решения проблем из любых областей нашей жизни. Если кому интересно, то за основу был взять очень эффективная метод - решение проблем качества продукции за 8 шагов (метод 8D). Этот метод применяется на автомобилестроительных предприятиях и помогает успешно решать проблемы с качеством при производстве автомобилей и комплектующих к ним.
Удачи вам и спасибо за внимание!
Если вам понравилось, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!
Содержание серии статей:
Осознание последствий проблемы (шаг 1)
Найдите союзников или создайте их (шаг 2)
Как найти причины проблемы? (шаг 4)
Как оценить риск проблемы? (шаг 4+)
Лучше предупредить проблему?! (шаг 6)