Мы прямо сейчас переживаем переломный момент, которому в учебниках истории будущего будут посвящены целые разделы. Безо всякой мировой войны, мир оказался разделен на части. На почти стертые уже границы вдруг опустились железные занавесы. Люди заперты по домам, словно по бомбоубежищам.
Начало 2020 года разделит историю современной цивилизации на "до" и "после", также как Вторая мировая. Мир не будет прежним, когда мы запросто брали в онлайне дешевый билет и безо всяких забот летели на выходные в Париж.
Тысячи самолетов, которые круглые сутки плотной сетью накрывали Европу, США, Атлантику и Азию, вдруг пропали.
В "золотой" век авиации полеты были роскошью, доступной немногим. Большинство людей летало раз в несколько лет, и это было большое событие в жизни.
Новое тысячелетие принесло нам лоу-кост и дешевые перелеты. Тысячи бизнесменов, инженеров, ученых стали проводить часть жизни в самолетах, между домом и там, где живет их дело. Для многих стало обычным делом летать на работу в понедельник утром, а к выходным лететь домой. Это стало нормой (и было очень круто!).
Серьезной встряской для индустрии стало 11 сентября 2001 года, точнее - его последствия. Небо над Америкой тогда было закрыто лишь пару дней, а вот летать люди боялись еще очень долго. Последовали банкротства авиакомпаний и новые, "драконовские" меры безопасности в аэропортах, к которым мы уже привыкли и почти не обращаем внимания.
Что нас ждет сегодня и завтра?
Любые прогнозы сейчас очень условны, но вполне можно подумать о том, что произойдёт с миром и авиацией через три - шесть месяцев.
В тех странах, где распространение COVID-19 затормозилось, это произошло ценой очень жесткого карантина и полной социальной изоляции.
Как бы мы этого не желали, через месяц не появится работающего и доступного всем лекарства от коронавируса. Если уже нашли причину, чтобы запретить полеты за границу для всех людей на Земле, то не будет повода в одночасье снять этот запрет через месяц. Ведь возобновление международных полетов будет автоматически означать новую волну распространения коронавируса.
Это означает, что в течение ближайших месяцев или даже, возможно, пары лет будет действовать большое количество ограничений на свободное перемещение людей.
Первыми вымрут лоу-костеры. Будут расторгнуты налаженные связи между компаниями и аэропортами; сокращены люди, обеспечивающие полеты. Будут введены запреты и ограничения на чартерные рейсы - они курортные и самые "концентрированные". Нас ждет рост цен на билеты, ограничения и новые, более строгие правила выдачи виз.
Полный запрет уже введен - это было самое плохое, и оно позади. Рано или поздно нужно будет разрешать: кончатся карантины и режимы изоляции по всей планете, нельзя всю жизнь просидеть в четырех стенах. Это понимают все правительства.
И вот тогда мы с вами робко начнем строить планы и вновь учиться летать. Проходя экспресс-тесты на входе в аэропорт. Получая справку на полет. Проходя проверки на прилёте.
Возможно, я вас расстрою, но не стоит планировать отпуск за границей на это лето и осень. Даже в России к морю полететь вряд ли получится. К июню нам, скорее всего, разрешат нормально работать и выходить из дома. А вот до нормального восстановления авиасообщений нам теперь далеко.
До начала более-менее регулярных полетов за границу нам придется ждать, как минимум 4-6 месяцев; до полного восстановления отрасли авиаперевозок - минимум 2-3 года.