Найти в Дзене
Частный поверенный

Как избавиться от коллекторов?

Несвоевременное внесение кредитных платежей может повлечь за собой множество негативных моментов. В частности, банковские организации могут прибегнуть к услугам коллекторских агентств, сотрудники которых не во всех случаях соблюдают корректность при общении с гражданами.

В статье подробно рассматриваются вопросы, связанные с взаимодействием с коллекторами и способами, которые позволят минимизировать негативные последствия от общения с ними.

Как работают коллекторы?

В качестве коллекторских агентств выступают юридические компании, оказывающие содействие при взыскании долгов с граждан, которые стараются уклониться от их погашения. Сотрудничество банков с такими компаниями может происходить по:

• договору цессии (переуступка права требования). В соответствии с ним, компания приобретает у банка долг, получая все полномочия кредитора;

• агентскому договору. В данном случае кредитор не меняется, а коллекторы осуществляют содействие в возврате задолженности. В этом случае они вправе только вести переговоры с должником и никакими иными правами не обладают.

Важно! Банковская организация вправе обратиться к коллекторам только в случае получения от гражданина согласия на такие действия на стадии подписания кредитного договора. В противном случае право на обращение в коллекторскую компанию у кредитной организации отсутствует.

Как действовать при звонках коллекторов?

Чаще всего коллекторы общаются с должниками именно посредством телефонной связи. При этом они следуют стандартному алгоритму, зная который, гражданин сможет правильно построить общение с ними. Рекомендуется действовать следующим образом:

• выяснить ФИО звонящего и наименование коллекторской компании;

• узнать юридический и фактический адреса организации;

• уточнить, о каком долге идет речь;

• выяснить, на основании какого договора действуют коллекторы (цессия или агентские услуги);

• потребовать представления документации, подтверждающей полномочия коллекторов, на бумажном носителе;

• сообщить, что продолжать диалог будет возможным только после представления вышеназванной документации;

• завершить разговор.

-2

Чаще всего работники коллекторских агентств не исполняют законных требований граждан и ведут диалог по стандартной схеме. В такой ситуации рекомендуется просто вежливо завершить беседу.

Что делать при визите коллекторов?

В случае посещения коллекторов гражданину следует помнить о следующих правилах:

• он не обязан впускать их в свое жилище, а вся беседа может вестись при закрытых дверях. Любая попытка проникнуть в квартиру против его воли является преступлением;

• у коллекторов нет прав на описание или изъятие имущества – такими полномочиями обладают только приставы;

• следует потребовать у визитеров документы, подтверждающие их право на взыскание задолженности. Обычно подобного рода документация на руках у коллекторов отсутствует.

-3

У коллекторов нет права вторгаться в квартиру, если хозяин возражает против этого. Кроме того, время их посещений ограничено будними днями, с 08.00 до 22.00 и не может происходить чаще, чем раз в неделю.

Сколько раз вправе звонить и писать коллекторы?

После вступления в силу в 2017 году Закона о коллекторах, стало возможным возложение на них ответственности за слишком навязчивые попытки связаться с гражданами. Данный акт устанавливает следующие временные рамки для звонков:

• с 8:00 до 21:00 по будням;

• с 9:00 до 20:00 по выходным и праздникам.

При этом частота звонков не должна превышать 1 раза в день и 2 раз в неделю. Электронные письма и СМС-сообщения могут отсылаться должникам не чаще 16 раз в месяц. Нарушение этих правил дает гражданам право на обращение с жалобой в соответствующие органы.

Если звонят по чужому долгу?

Случается, что человек не оформлял займ, но тем не менее к нему поступают звонки от коллекторов. Такое может случится, если:

• номер был указан знакомыми или родственниками как контактный;

• гражданин недавно сменил номер и к нему поступают звонки по долгу прошлого владельца сим-карты;

• какое-либо лицо, оформляя займ, указало первый попавшийся номер.

В этом случае следует разъяснить коллекторам, что кредитов человек не оформлял и ответственности по ним нести не намерен, и потребовать прекратить звонки. В случае повторяющихся звонков гражданин может обратиться с жалобой в коллекторскую компанию или в вышестоящие инстанции.

Вправе ли коллекторы общаться с третьими лицами?

В случаях, когда неплательщик избегает контактов с коллекторской компанией, с её стороны возможны следующие действия:

• визиты по месту жительства должника в его отсутствие и разговоры с родными и соседями;

• звонки коллегам и работодателям;

• расклейка объявлений и надписи в подъездах о наличии у человека долга;

• иные способы распространения сведений о том, что гражданин является должником.

-4

Все действия такого рода являются нарушением законодательства о персональных данных и служат основанием для уголовной ответственности. Поэтому в таких случаях у граждан появляется право на обращение с жалобой в органы прокуратуры, полиции или надзорные организации. При этом потребуется представление документальных доказательств или свидетельских показаний, подтверждающих незаконные действия взыскателей.

Куда подавать жалобу?

При совершении коллекторами любых действий, выходящих за рамки закона, граждане вправе направлять жалобы в следующие организации:

• ФССП — является основным органом, осуществляющим контроль за деятельностью коллекторов. Для подачи жалобы можно воспользоваться сайтом fssprus.ru;

• НАПКА — Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств;

• Органы Роскомнадзора и Роспотребнадзора. Жалоба рассматривается в течение 30 дней;

• Органы полиции и прокуратуры.

Заключение

Самым лучшим способом избавления от коллекторов является своевременное исполнение финансовых обязательств и отсутствие долгов.

Однако в случае, когда у должника отсутствует возможность погашения долга, он может прибегнуть к крайней мере – процедуре банкротства, с помощью которой гражданин сможет списать все финансовые обязательства, если они не связаны напрямую с личностью кредитора. Подав заявление о банкротстве, человек сможет избежать общения с коллекторами, работниками ФССП и служб взыскания, поскольку по закону они утратят право на предъявление каких-либо требований.

Но следует знать, что этот процесс требует значительных затрат времени и денег, поэтому рекомендуется придерживаться строгой финансовой дисциплины и избегать лишних долговых обязательств.

Благодарим вас, что дочитали статью до конца, надеемся, что она была для вас полезна, если это так, не забудьте поставить лайк.

Все интересующие вопросы вы можете задать перейдя в нашу группу ВКонтакте, либо на наш сайт и записавшись на консультацию.

Подписывайтесь на канал, впереди вас ждут интересные статьи, обзоры законодательства и лайфхаки от практикующих юристов.