Во времена панических закупок и пустующих полок с туалетной бумагой, возникает соблазн разобраться в вопросе, как люди пришли к тому, что стали использовать туалетную бумагу и как жили без бумаги раньше??
В древности люди использовали многие предметы для того, чтобы... Вы поняли, для чего. Всё зависело от климата, особенностей местности и религиозных убеждений. Археологи и антропологи проделали много интересной и грязной работы, документируя гигиенические средства, которыми пользовались народы в те времена.
Так, Эскимосы выбирали мох или снег. Викинги – шерсть. Американцы разных цивилизаций, от майя до первых американских поселенцев – кукурузные кочерыжки.
В Древнем Риме для этих целей люди использовали терсориум. Эти древние приспособления состояли из палки с прикрепленной к ней губкой, пропитанной уксусом или соленой водой. Они часто упоминаются римской литературе, включая ужасающий незабываемый отрывок из письма философа Сенеки Римскому к чиновнику Луцилию, в котором рассказывается о самоубийстве немецкого гладиатора, который засунул себе в глотку палку с губкой, “предназначенной для самых гнусных целей", вместо того чтобы отправиться на арену умирать от рук дикого животного.
Однако, архиологи не совсем уверены, использовался ли Терсориум для чистки туалетных комнат или для использования в "этих целях". Им еще предстоит разобраться в предназначение этого изделия.
Также, в руинах древнеримских и греческих уборных, были обнаружены образцы песои, что являлось эквивалентом туалетной бумаги. Песои представляли собой мелкие овальные и круглые камешки. Они даже увековечены на 2700-летней чашке для питья, на которой изображен человек, сидящй на корточках и использующий свой камень.
Но кто всегда был и будет на шаг в переди? Правильно!
В древности китайцы сильно выделялись на фоне других своей культурой, изобретениями и знаниями. Именно они изобрели как саму бумагу, так и туалетную бумагу.
Китайские новшества движутся вперед и в наши дни: в уборных пекинского Храма Неба поставили первый… туалетный сканер для распознавания лиц, чтобы уберечься от бумажных воришек. Но вернемся к нашей бумаге.
Это произошло в 589 году нашей эры, тогда в Китае впервые задокументировали использование бумаги в гигиенических целях.
Китайский ученый и философ Янь Чжитуй писал в своем трактате об этикете, что используя бумагу, на которой уже что-то написано, нужно следить за тем, чтобы на ней не было «цитат или комментариев от Пяти Классиков». Можно сказать, что уже тогда были введены свои первые стандарты качества.
В остальном мире идея использования туалетной бумаги останется не непризнанной вплоть до 19-го века.
"Китайцы не моются водой, когда выполняют свои нужды; они только вытирают себя бумагой» - писал арабский путешественник об использовании в стране туалетных принадлежностей.
К слову, на Ближнем Востоке и в Азии и по сей день, в отличии от многих культур, люди предпочитают завершать посещение туалетной комнаты чистой водой. Хотя бы там нет этого жуткого ажиотажа..
Средние века прошли, промышленные перевороты прошли, появилось такое государство, как США. Именно они придумали, как монетизировать производство бумаги. Неудивительно, да?=)
Менее чем за столетие маркетинговый гений дяди Сэма превратил одноразовую вещь во что-то поистине незаменимое.
Первые изделия, разработанные специально для того, чтобы подтираться ниже спины, представляли собой листы бумаги, пропитанные настойкой из алоэ и гашиша Манилы. Они были изобретены в 1857-м году Нью-Йоркским предпринимателем Джозефом Гайетти, который утверждал, что его бумага имеет целебные свойства и предотвращает геморрой. Гайетти так гордился своей лечебной туалетной бумагой, что даже решил напечатать своё имя на каждом из таких листов. Но его изобретение не имело особого успеха. Они не видели необходимости в том, чтобы тратить деньги на вещи, которые и так приходят к ним по почте бесплатно.
Следующая ступень в развитии истории туалетной бумаги началась в 1890-м году, когда два брата по имени Кларенс и Ирвин Скотт начали выпускать туалетную бумагу в форме рулона. Бренд Скоттов стал более успешным, но побудить общественность покупать новый продукт всё ещё было нелегко, так как американцы попросту стеснялись покупать что-то для туалетных целей. Да и сами братья Скотт не испытывали гордости за природу своего изобретения, и даже вплоть до 1902 года не оформляли на него патент.
В конце концов, в 1928 году американская компания Charming, по совету менеджеров по рекламе, представила бренд Charming и оснастила изделие логотипом, на котором была изображена красивая женщина. Гениальность подхода заключалась в том, что, делая акцент на мягкости и женственности, компания могла избежать разговоров о фактическом назначении туалетной бумаги. Charming был чрезвычайно успешным продуктом, и данная тактика помогла бренду пережить времена Великой депрессии. Спустя десятилетия изящные дамы на логотипе были заменены младенцами и медвежатами – рекламные приёмы, которые работают по сей день.
А что было в СССР?
Бытует мнение, что люди в СССР когда-то были самыми читающими людьми в мире. Возможно, любовь эта прививалась не только в школах и ВУЗах, но и в туалетах. Тут вспоминается известная цитата Честертона, которая гласит, что нужно «всегда с собой носить томик дешёвых стихов, чтобы, сидя на горшке, развлечь себя, а потом найти достойное применение прочитанному»
До 1969 года туалетную бумагу в наших краях не производили совсем. Вначале люди не понимали, зачем нужно такое излишество, но после того, как реклама ЦБК «Сясьстрой» украсила начало каждого кинопоказа, дело пошло на лад и позднее попала в разряд дефицитных товаров.
В настоящее время людей не удивить бумагой всех разновидностей. По статистике треть жителей Земли использует это благо цивилизации.