Летом 1970 года в Каспийский регион проникла холера.
Из газеты "Комсомолец Каспия" (№65 за 18.08.2010)
узнаем, что инфекция началась 27 июля 1970 года, когда в инфекционное отделение больницы им. Бехтерева поступил сторож из Камызяка с симптомами желудочно-кишечного заболевания. У больного взяли анализы, которые подтвердили страшный диагноз - холеру. Больной умер. Лечение не помогло. В больницу продолжали поступать пациенты из Астрахани и Астраханской области. Массовая вспышка заболевания (порядка 150 человек) произошла среди работниц завода стекловолокна. Считается, что фактором передачи возбудителя стал обычный компот.
В других источниках информации узнаем: "это был обычный туристический рейс по Волге на теплоходе «Юрий Гагарин» до Астрахани и обратно. Первая половина пути обошлась без приключений, а вот при возвращении случилась трагедия. В своей каюте скончался пассажир. Его тело сняли с борта в Саратове, а «Юрий Гагарин» отправился дальше вверх по Волге. И только на следующий день капитану по радио сообщили, что пассажир умер от холеры. Произошло это 1 августа 1970 года".
Холерой в те годы заразилось 1270 астраханцев, из них 35 скончались. Инфекция распространялась с огромной скоростью в самый разгар астраханской жары. Местные газеты призывали население тщательно мыть руки и не пить сырую воду. После того, как 150 человек с завода стекловолокна заболели, в Астраханьприехали главный санитарный врач страны Петр Бургасов, академик В. И. Покровский и профессор В. Н. Никифоров.
В городе создали чрезвычайную комиссию, началась профилактическая работа с населением. Работали дезинфекционные бригады, которые обрабатывали хлоркой общественные места. Главным средством в борьбе с холерой стал тетрациклин.
К больным с кишечными расстройствами выезжали бригады медиков в защитных костюмах. У людей была паника.
В регионе объявили карантин. Никто не мог въехать в город или выехать из него. Чтобы выехать их города необходимо было пробыть в обсерваторе (изоляторе) в течение максимум двух недель.
Очень красочно описывает выезд из обсерватора очевидец тех событий
Е. Пейсахович в своем рассказе "Холера в Астрахани": "Увозили нас из обсерватора рано утром. Впереди ехал милицейский газик, густо-желтый, с синей полосой на борту. Сзади приглушенно фырчал автобус с солдатами. А за ним ревели и грозно стучали два мотоцикла с колясками, тоже густо желтые и тоже с синими полосами. И на каждом мотоцикле – по три густо-синихмилиционера..... Нас подвезли прямо к самолету. Двухмоторному. С прямоугольными иллюминаторами. ....Он давал нам надежду. Мы возвращались домой".
Про сам обсерватор он пишет следующее: "Обсерваторы делали в школах....Убирали парты из классов и ставили вместо них раскладушки. Передвигаться нельзя было даже с этажа на этаж. Вокруг школ лениво бродили туда-сюда солдаты с автоматами".
Карантинный порядок наводили военные и милиция: они практически оцепили весь город по периметру, чтобы предотвратить любой въезд и выезд! Многие астраханцы вспоминают, что не могли попасть в город после отпуска или командировок.
Под госпитали и изоляторы оборудовали разные здания: пионерлагеря, учебные и культурные заведения.
На одном из заседаний Всесоюзной Чрезвычайной противоэпидемической Комиссии (ВЧПК) было принято решение отозвать из отпуска всех медицинских работников и привлечь студентов к противоэпидемической работе – проведению подворных обходов с целью выявления больных с острыми кишечными заболеваниями и контактами с ними. "Для проведения обходов было привлечено 2 500 медработников, 4 500 сандружинников и 7 000 активистов Красного Креста. Организовано 200 прививочных пунктов, на которых прививалось население холерной вакциной".
Необходимо заметить, что в те годы по поводу этой эпидемии сильно не распространялись. Информацию люди черпали из неофициальных источников. В том числе из песни В. Высоцкого "Холера":
Не покупают никакой еды -
Все экономят вынужденно деньги:
Холера косит стройные ряды,-
Но люди вновь смыкаются в шеренги.
Закрыт Кавказ, горит "Аэрофлот",
И в Астрахани лихо жгут арбузы,-
Но от станка рабочий не уйдет,
И крепнут как всегда здоровья узы.
Убытки терпит целая страна,
Но вера есть, все зиждется на вере,-
Объявлена народная война
Одной несчастной, бедненькой холере."
Принятые административные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные меры дали свой результат: эпидемию локализовали, количество смертельных случаев составило менее 1% от общего количества заболевших.
Как видите в те далекие 70-е годы правительство СССР приняло очень жесткие меры для борьбы с холерой. Сейчас такие меры необходимы и для борьбы с коронавирусной инфекцией. В принципе все то же самое делается и сейчас. И это правильно.
Если понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайк. Оставляйте комментарии. Возможно, кто - то из читателей - очевидцев событий? Хотелось бы услышать от Вас Ваши истории про то время. Спасибо, что дочитали. Всем здоровья!