Найти тему

О пользе терапевтических сказок для детей рассказывает семейный психолог Екатерина Кес.

В конце 2019 года в издательстве «Феникс-Премьер» вышла книга «Азбука чувств и эмоций». Эта история про лисёнка Мартина, который живёт в сказочном лесу со своей семьёй. Каждый день с ним происходят события: одни радостные, другие — грустные. Мартин узнаёт, что такое печаль, гордость, удивление, гнев и многое другое, и делится своими переживаниями с читателем. В главном герое многие узнают себя и благодаря историям лисёнка станут лучше понимать свои эмоции и чувства окружающих. ⠀

Почему главным героем выступает лис, есть ли у персонажей прототипы из жизни и чему могут научиться родители из этой книги — об этом рассказывает практикующий детский и семейный психолог, автор книги Екатерина Кес.

Екатерина Кес
Екатерина Кес

Что вдохновило вас написать книгу «Азбука чувств и эмоций»?

Честно говоря, я никогда не думала и не планировала писать книгу для детей. Со мной связалось издательство и предложило написать книгу про чувства и эмоции для самых маленьких. Первоначально я думала, что это будет совсем маленькая книжечка для малышей с минимум текста и максимум картинок, которые будут занимать бóльшую часть книги. Поэтому и согласилась. Я не представляла, что это выльется в практически 8-месячный труд по написанию книги. Лично мне кажется, что писать книгу для взрослых намного проще, чем для детей. Для взрослых используешь такой язык, которым говоришь в обычной в жизни. Для детей нужен совершенно другой язык: простой, понятный, легкий для восприятия, простые примеры — нужно как бы перевести все, что хочется рассказать, с взрослого языка на детский. В целом, мне это было сделать несложно, т.к. у меня очень большой опыт работы детским психологом, но все-таки общаться с детьми во время психологических занятий и писать книгу для детей — это разные вещи. Первоначально книга была намного больше. Но в процессе работы над ней вместе с редактором решили, что короткие главы и небольшие диалоги будут понятнее маленькому читателю.

Почему главным героем выступает лис? Мог бы на его месте оказаться другой персонаж?

Я точно хотела сделать героями сказки семейство зверюшек. Мне кажется, что маленькие дети так лучше воспринимают разные поучительные истории. Ну и иллюстрации со зверюшками обычно очень симпатичные в детских книгах. А почему в итоге получилось лисье семейство — я даже точно сказать не могу. Хотя… сейчас подумала и вспомнила, что в детстве я собирала объемные открытки и у меня была любимая открытка — папа-лис, мама-лиса и маленький лисенок. Они сидели в лесном домике. Такая уютная, теплая, очень домашняя, добрая открытка по мотивам какого-то мультика. Вероятно, это и повлияло на мое решение.

Иллюстрация к книге "Азбука чувств и эмоций"
Иллюстрация к книге "Азбука чувств и эмоций"

Читаете ли вы своим детям эту книгу? Какие истории им нравятся больше всего?

Моему сыну Мартину уже 12 лет, поэтому эту книгу я ему уже не читаю. Но все, что там написано про чувства и эмоции, он, конечно, знает сам. Книгу буду читать своим подрастающим племянникам, в том числе племяннице Норе (так в книге зовут сестренку главного героя).

Расскажите, по какому принципу создаются терапевтические сказки.

Терапевтические сказки создаются по такому принципу. Сначала мы знакомим читателя с главным героем, потом с героем происходят какие-то события, он делает из этого какие-то важные для себя выводы и находит выход из ситуации, которая сложилась, либо сам, либо с помощью других персонажей. Это если совсем схематично. Наибольший терапевтический эффект достигается тогда, когда читатель может узнать себя в главном персонаже. Это замечательный способ донести до ребенка какие-то важные мысли-идеи, но в иносказательной форме. Главная отличительная особенность терапевтический сказки — она хорошо заканчивается и проблема, которая была у главного героя, разрешается. Ребенку становится понятно, как лучше поступать в тех или иных ситуациях.

Какая сказка у вас была любимой в детстве? Почему?

У меня очень читающая семья. Я всегда росла в окружении книг. Дома у нас была большая библиотека. Все стены в гостиной были заставлены стеллажами с книгами. Моя бабушка всю жизнь проработала в библиотеке. Можно сказать, что у нас в семье был культ книг. Мое детство прошло под лозунгом “Ни дня без книги”. Кстати, мое первое слово, как ни сложно в это поверить, было “дыга”, что означало “книга”. Я говорила это слово и показывала пальчиком на книги. Сказка, которая произвела на меня неизгладимое впечатление, — «Крошечка-Хаврошечка». Мне было очень жалко Коровушку, которую зарубили… И на месте, где похоронили ее косточки, если я не ошибаюсь, выросла яблоня, которая потом помогла главной героине Хаврошечке. Может быть, я уже что-то путаю. А вообще, самая моя любимая сказка, которая прошла красной нитью через все детство, — это «Питер Пэн и Венди» о мальчике, который не хотел взрослеть и улетел жить на остров Небывалый, куда приглашал других ребят, которые также не хотели вырастать. Я мечтала, чтобы за мной прилетел Питер Пэн и взял меня на этот остров. Мы с сестрой даже оставляли для него открытой форточку, чтобы он мог к нам прилететь.

Расскажите как мама-психолог, по какому принципу вы выбираете книги детям?

Когда мой сын был маленький, для меня было важно сочетание хорошего текста и хороших иллюстраций. Для маленького ребенка иллюстрации имеют просто решающее значение. Поэтому я счастлива, что в моей книге «Азбука чувств и эмоций» такие изумительные иллюстрации, выполненные художницей Мариной Мичкиной.

Есть ли у персонажей ваших книг прототипы из жизни?

Я назвала главного героя Мартин, потому что так зовут моего сына, а его сестричку Нору зовут так же, как зовут мою племянницу. Все остальное — это моя фантазия, помноженная на многолетний опыт психологической работы с детьми разного возраста. Мне приходилось помогать детям, у которых были проблемы с агрессией, сильные страхи, ревность к младшим братьям и сестрам, сильное стеснение и робость и много других эмоциональных и поведенческих трудностей. Работая с детьми, я научилась очень хорошо понимать и чувствовать их внутренний мир. Это очень помогло мне при написании книги.

Иллюстрация к книге "Азбука чувств и эмоций"
Иллюстрация к книге "Азбука чувств и эмоций"

Читая книгу «Азбука чувств и эмоций», родители тоже могут чему-то научиться?

Безусловно. Я очень хотела написать книгу таким образом, чтобы родители, читая ее, научились лучше понимать своих детей и узнали, как реагировать на те или иные детские чувства. Судя по многочисленным отзывам родителей о книге, это у меня получилось. Многие пишут мне о том, что теперь стало намного понятнее, что отвечать и как действовать, когда ребенок испытывает различные эмоциональные состояния. Я этому несказанно рада. Получилась такая терапевтическая книга и для детей, и для взрослых.

C какими эмоциональными проблемами чаще всего сталкиваются дети в вашей практике?

Агрессия, страхи, ревность, тревожность. Родители часто жалуются на упрямство, капризы, истерики, непослушание, отсутствие мотивации, зависимость от гаджетов. Я как психолог понимаю, что проблема чаще всего не в самих детях, а в отношениях, которые складываются между родителями и детьми, в стиле воспитания и общения с ними. Эти вопросы я подробно разбираю на онлайн-тренинге «Покладистый ребенок и спокойная мама за 6 недель», который можно пройти любое время. Многие участницы этой программы жалеют, что не знали все то, чему научились, намного раньше, когда дети были еще совсем маленькими, т.к. многих сложностей можно было избежать.

Чтобы чтение книги стало более эффективным, необходимо ли родителям проводить дополнительные занятия с детьми?

Нет, никаких дополнительных занятий не требуется — книга написана очень простым и понятным языком, все элементарно. В конце книги есть два психологических теста — можно предложить детям ответить на вопросы, чтобы еще лучше разобраться в чувствах, эмоциях, отношениях с другими.

-5

"Азбука чувств и эмоций" Екатерина Кес