Сегодня мы узнаем по какому принципу работают тормоза в машине, по возможности, избегая технических терминов или объясняя их значение. Узнаем, что происходит после нажатия на тормоз, и что необходимо знать начинающему водителю.
Тормозная система всегда состоит из элемента, который жёстко закреплён на колесе и всегда вращается вместе с ним, а также из неподвижного элемента, который, в случае необходимости, вступает с ним в контакт и, с помощью трения, замедляет и останавливает колесо. Сейчас мы это проиллюстрируем на примере дисковых тормозов, которые являются более совершенными и повсеместно используются в современных автомобилях и мотоциклах.
Дисковые тормоза состоят из диска, который как раз и есть тот самый подвижный элемент, прикреплённый к колесу и вращающийся вместе с ним. Теперь мы знаем, что для остановки колеса нужно остановить тормозной диск. Для этого мы будем обжимать его с двух сторон тормозными колодками. По сути - это металлические дощечки, которые прижимаются к тормозному диску и трутся об него, тем самым замедляя его. Последнее звено - это тормозной суппорт, который как раз и удерживает колодки прижатыми к диску. Представить суппорт можно как неподвижную коробку с тормозными дощечками, сквозь которую крутится тормозной диск.
Торможение осуществляется с помощью педали тормоза (ссылка на отдельную статью, “как работать с педалями” ниже). При нажатии на педаль тормоза, усилие водителя передаётся в тормозной суппорт с помощью тормозной жидкости. Давя на педаль, водитель буквально давит на жидкость в трубках с одной стороны, чтобы она надавила на тормозные колодки с другой. Эта сила сжимает диск и останавливает колесо. Такая система установлена на каждом колесе и задействуется одновременно при нажатии на педаль тормоза.
Водителю очень важно помнить, что для увеличения усилия используется двигатель, а для передачи - тормозная жидкость. Поэтому, для исправного функционирования тормозов, важно как наличие тормозной жидкости, так и заведённый двигатель. О тормозной жидкости поговорим в отдельной статье “о назначении жидкостей автомобиля”. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Ещё стоит упомянуть устаревший тип тормозов, который, тем не менее, ещё используется - это барабанные тормоза. Принцип там абсолютно такой же, только вращается не диск, а барабан. И тормозится он уже изнутри, так же за счет трения тормозных колодок.
На сегодня нам нужно запомнить, что при нажатии на педаль тормоза, сила водителя усиливается двигателем, поэтому всегда тормозим с заведённым двигателем. Усилие передается с помощью тормозной жидкости в суппорт, поэтому следим за её наличием. В суппорте неподвижные тормозные колодки зажимают вращающийся тормозной диск, тем самым замедляют его до полной остановки колеса. Этого достаточно на сегодня, спасибо за внимание и до завтра.
Статья "Как работать с педалями?"