Найти тему
Алиса Вольтер

Если это не любовь, то что?

Оглавление

Интересный факт, но большинство популярных романтических фильмов не показывают настоящую любовь. Вместо этого нам подсовываются зависимость, отношения с нарциссами или психопатами, а настоящая любовь – нет.

Это объясняется особенностями самого фильма, как произведения: в нем должна быть завязка, развитие событий, кульминация и развязка. При этом, современный кинематограф диктует нам условия, что в фильме события сменяются один за одним и желательно, чтобы были резкие повороты сюжета.

А теперь про здоровые отношения с точки зрения психологии: во-первых, на такое способны только здоровые личности, которые умеют общаться и договариваться, а не устраивать сцены. Во-вторых, эти личности доверяют друг другу, искренне поддерживают, уважают, но при этом каждый остается самим собой.

Уже представили фильм про таких людей? Уверена, большинство из вас выключили бы его в первые 15 минут. Потому что такое хорошо, но не интересно.

Куда интереснее смотреть на внутриличностные и межличностные конфликты, а также многократное преувеличение любви.

Так что же на самом деле оказано в фильмах про любовь?

Сумерки

Например, в фильме Сумерки, главные герои испытывают скорее зависимость, чем любовь. Это мы видим во втором фильме, когда Белла и Эдвард расстаются: главная героиня перестает есть, спать, а потом идет в разнос и начинает прыгать со скал в воду. Впрочем, влюбленный вампир тоже недалеко ушел и решил устроить себе особо жестокое самоубийство, решив, что Белла погибла.

-2

В фильме очевидно прослеживается тенденция фиксации на партнере. Из-за этого при расставании оба понимают, что им больше ничего не нужно, а соответственно не знают, как жить дальше. Весьма опасный симптом.

50 оттенков Серого

-3

Мечта многих девушек Грей из «50 оттенков серого» тоже весьма неоднозначен, пережитое в детстве так и не проработано, из-за чего возникает та же самая фиксация на партнере. Правда выражается она немного в другом: в этом фильме главный герой демонстрирует попытки Всемогущего контроля, что проявляется не только в играх БДСМ, но и контролем жизни другого за пределами Красной комнаты.

-4

Интересно понаблюдать и за самой главной героиней, которая в начале отвергает предпочтения Грея, но затем решается попробовать и начинает с ним отношения, в том числе и занимая социальную роль мамы, которой Грею так не хватало. Дальше возникает уже известная нам зависимость, которую мы видели в фильме Сумерки. А вся линия Анастейши расписана как по книге об отношениях с психопатами.

Единственное отличие: в фильме хороший конец, в реальности такие отношения заканчиваются куда более плачевно.

Дневник памяти

-5

Дневник памяти – еще один культовый фильм о любви. Но в нем проблема несколько иная, чем в предыдущих фильмах.

Основная претензия к нему – слишком идеализированные отношения, когда жили долго и счастливо, любили, несмотря ни на что, а умерли в один день.

В этом случае, просмотр картины грозит слишком завышенными требованиями к партнеру и отношениям.

Вечное сияние чистого разума

-6

Это, пожалуй, один из любимых моих фильмов, хотя с точки зрения психологии, он опять же весьма неоднозначен. Основная идея фильма – любовь всегда живет в нашем сердце, и она найдет способ вырваться наружу.

Парадокс, но опять же любви там нет. Только две нездоровые личности: главная героиня, которая мечется в поиске хоть чего-то интересного, и неспособная довольствоваться тем, что имеет. При этом демонстрирующая ревность и собственничество («Или ты только со мной или уходи!»).

А также главный герой, потерянный и пытающийся выбраться из собственных мыслей и забитого эго («Почему я влюбляюсь в каждую, кто проявляет ко мне интерес?»).

Как понимаете, любви там не много, в основном стремление разобраться со своими комплексами за счет партнера.

Почему смотреть подобные фильмы – вредно?

Еще в прошлом веке американский психолог Альберт Бандура разработал теорию социального научения. Если очень коротко, то согласно этой теории, наблюдая за другими, мы усваиваем определенные установки и модели поведения.

Точно также это работает и с любыми фильмами. В данном случае, просмотр любовных мелодрам грозит возникновением искаженных представлений о любви. И зрители будут стремиться к зависимости от партнера, как в «Сумерках» или предъявлять завышенные требования к партнеру из-за представлений о любви на основе фильма «Дневник памяти».

Вместо того, чтобы работать над собой и строить здоровые доверительные отношения.