Найти тему
Сити x M24

«Измучил ее, бедную, до смерти» – как Серов создал «Девочку с персиками»

Недоучившись в Академии и набравшись впечатлений в поездке по Европе, вчерашний студент Серов в очередной раз приезжает в Абрамцево. Здесь летом 1887-го он пишет свою главную картину – «Девочку с персиками», на которой изображает дочь хозяина дома, Веру Мамонтову.

В его главном шедевре, «Девочке с персиками», мы как раз видим удивительное сочетание нового приема, близкого к импрессионистической линии, которая приходит в Россию в 80-е годы XIX столетия, и глубинной проникновенности трактовки образа девочки.
Любовь Головинаискусствовед, Государственная Третьяковская галерея

Маленькая Вера становится героиней полотен сразу нескольких великих художников, гостивших в Абрамцеве. Дочку хозяина имения, Саввы Мамонтова, пишет Репин. Врубель придает ее черты Снегурочке, Васнецов наградит ее глазами свою Аленушку. Но все же Вера Мамонтова останется в истории искусства как «Девочка с персиками».

Чтобы остановить мгновенье и запечатлеть девочку такой, какой он увидел ее в один из летних дней, Серову понадобится больше месяца работы. Не случайно на картине за окном – уже осень. Художнику на тот момент 22 года, и он всего на десять лет старше модели. Только дружба с Верочкой позволяет Серову закончить эту работу: энергичную девочку очень трудно заставить часами позировать. Уговорить непоседу сидеть удается только обещаниями конных прогулок. Серов старается добиться «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Но именно для этого нужно множество ежедневных сеансов. «Измучил ее, бедную, до смерти», – скажет автор.

На этом портрете Серову удается показать тонкую грань между детством и юностью, Вера вроде уже и не девочка, но еще и не девушка. Увидев портрет Веры Мамонтовой, Павел Третьяков первым предскажет «большую дорогу» молодому Серову, но эту картину Мамонтовы продавать не собираются. Портрет Веры – это подарок художника семье, и он будет находиться в Абрамцеве вплоть до революции. При новой власти, как и многие русские дворяне, Мамонтовы будут вынуждены продавать шедевры своей коллекции, и только тогда «Девочка с персиками» достанется Третьяковской галерее.

Следующую работу перспективного автора, «Девушку, освещенную солнцем», за 300 рублей купит Третьяков, и друзья будут поздравлять Серова с «получением патента». А он сможет, наконец, сделать предложение Ольге Трубниковой и сыграть скромную свадьбу, позвав шафером сына Саввы Мамонтова Сергея, а свидетелем Илью Репина.

Как ни странно, для самого художника именно эта картина, «Девушка, освещенная солнцем», навсегда останется самым совершенным его произведением. Незадолго до смерти, в конце 1911 года, рассматривая ее в Третьяковке, Серов скажет: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

Отрывок взят из книги Юлии Варенцовой «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века».