Общеизвестно, что со второй половины 1940х годов над советскими кинематографистами довлела установка ЦК ВКП(б) снимать редко, но метко, то есть шедеврально. И если фильм по итогам года не получал сталинскую премию хотя 3-й степени, значит в нем было что-то не так (не всё так идеально). Вот именитые режиссёры со сценаристами 100500 раз и отмеряли, прежде чем сделать хотя бы шажок. По иронии судьбы большинство из увенчанных фильмов сейчас могут вызвать лишь тоску зубовную ("Донецкие шахтёры", например - как-нибудь напишу и про него), а вот те, кому ничего не перепало от дележа премиум-пирога, бывали по-своему интересны, даже с положенными эпохе издержками.
Всё это в равной мере относится и к сорежиссёрам-корифеям Зархи и Хейфецу, чей фильм про учёных-хирургов "Во имя жизни" (1946) был удостоен Сталинской премии II степени. Про следующую их работу - киноповесть "Золотые зёрна", созданную на студии "Ленфильм", известно немного и натолкнулся я на неё случайно. Описание сюжета, а точнее завязки, в вики-статье явно позаимствовано из аннотированного киноуказателя, изданного в начале 1960х, и оно укладывается в одной строчке: старшекурсница-журналистка отправляется в колхоз редактором выездной газеты, чтобы выпустить три номера в качестве дипломной работы. Всё! Ни добавить, ни прибывать. Такое описание скорее отпугнёт - сколько их было снято, бесчисленных кинорапортичек, посвящающих зрителя в тайны профессионального мастерства промеж митингов. Не перечесть!
А этот фильм интереснее, чем может показаться. Тут есть конфликт! И отнюдь не между пламенными героями, с одной стороны, и врагами-шпионами-отщепенцами и пр., с другой. Здесь героиня по-неопытности сначала идёт на поводу, а затем противостоит целому начальнику райисполкома - демагогу, который ради рекордных сводок о перевыполнении плана готов на всё, и к тому же возомнил себя местным князьком.
Конечно же разгуляться ему не дадут и и в первую очередь председатель райкома с кристальным взором, воплощающий нерушимую волю партии. Другим он не может быть по определению. Вот если бы нелицеприятную роль в фильме выделили партийному руководителю.... но авторы себе не враги. И вот сидит в конце горе-антагонист у разбитого корыта...ну хоть под конвоем не уводят.
Само собой не обошлось и без всенепременных заклинаний и речей, но их в достаточной степени уравновешивают живые, а не протокольные характеры в исполнении целого созвездия легенд советского кино: Петра Кадочникова, Петра Алейникова, Ростислава Плятта, Сергея Филиппова, Валентины Телегиной, начинающей Ольги Аросевой, и др.
Кадочников играет несправедливо пропесоченного в газете агронома, а по ходу действия упоминаются его передовые опыты по повышению урожаев (чем не намёк на лысенковцев в том же 1948 год, хотя может и совпадение). Звук фильма требует реставрации - речь не всегда различима.
(4/5)
(c) Albert Magnus для kin0guru