Найти в Дзене
kin0guru

Золотые зёрна (СССР, 1948)

Секретарь райкома даёт ЦУ главной героине
Секретарь райкома даёт ЦУ главной героине

Общеизвестно, что со второй половины 1940х годов над советскими кинематографистами довлела установка ЦК ВКП(б) снимать редко, но метко, то есть шедеврально. И если фильм по итогам года не получал сталинскую премию хотя 3-й степени, значит в нем было что-то не так (не всё так идеально). Вот именитые режиссёры со сценаристами 100500 раз и отмеряли, прежде чем сделать хотя бы шажок. По иронии судьбы большинство из увенчанных фильмов сейчас могут вызвать лишь тоску зубовную ("Донецкие шахтёры", например - как-нибудь напишу и про него), а вот те, кому ничего не перепало от дележа премиум-пирога, бывали по-своему интересны, даже с положенными эпохе издержками.

Всё это в равной мере относится и к сорежиссёрам-корифеям Зархи и Хейфецу, чей фильм про учёных-хирургов "Во имя жизни" (1946) был удостоен Сталинской премии II степени. Про следующую их работу - киноповесть "Золотые зёрна", созданную на студии "Ленфильм", известно немного и натолкнулся я на неё случайно. Описание сюжета, а точнее завязки, в вики-статье явно позаимствовано из аннотированного киноуказателя, изданного в начале 1960х, и оно укладывается в одной строчке: старшекурсница-журналистка отправляется в колхоз редактором выездной газеты, чтобы выпустить три номера в качестве дипломной работы. Всё! Ни добавить, ни прибывать. Такое описание скорее отпугнёт - сколько их было снято, бесчисленных кинорапортичек, посвящающих зрителя в тайны профессионального мастерства промеж митингов. Не перечесть!

-2

А этот фильм интереснее, чем может показаться. Тут есть конфликт! И отнюдь не между пламенными героями, с одной стороны, и врагами-шпионами-отщепенцами и пр., с другой. Здесь героиня по-неопытности сначала идёт на поводу, а затем противостоит целому начальнику райисполкома - демагогу, который ради рекордных сводок о перевыполнении плана готов на всё, и к тому же возомнил себя местным князьком.

Конечно же разгуляться ему не дадут и и в первую очередь председатель райкома с кристальным взором, воплощающий нерушимую волю партии. Другим он не может быть по определению. Вот если бы нелицеприятную роль в фильме выделили партийному руководителю.... но авторы себе не враги. И вот сидит в конце горе-антагонист у разбитого корыта...ну хоть под конвоем не уводят.

Само собой не обошлось и без всенепременных заклинаний и речей, но их в достаточной степени уравновешивают живые, а не протокольные характеры в исполнении целого созвездия легенд советского кино: Петра Кадочникова, Петра Алейникова, Ростислава Плятта, Сергея Филиппова, Валентины Телегиной, начинающей Ольги Аросевой, и др.

Кадочников играет несправедливо пропесоченного в газете агронома, а по ходу действия упоминаются его передовые опыты по повышению урожаев (чем не намёк на лысенковцев в том же 1948 год, хотя может и совпадение). Звук фильма требует реставрации - речь не всегда различима.

(4/5)

(c) Albert Magnus для kin0guru