Найти в Дзене

Вертолет SM-2, или польская версия Ми-1

Польский вертолет SM-2 - машина редкая и достаточно малоизвестная. История ее проектирования и эксплуатации небезынтересна и заслуживает отдельного рассказа.
Первый серийный советский вертолет, Ми-1, был запущен в производство в 1952 году: за восемь последующих лет авиационная промышленность СССР выпустила несколько более тысячи машин. Практически в тот же год начался выпуск более тяжелого Ми-4.

Польский вертолет SM-2 - машина редкая и достаточно малоизвестная. История ее проектирования и эксплуатации небезынтересна и заслуживает отдельного рассказа.

Первый серийный советский вертолет, Ми-1, был запущен в производство в 1952 году: за восемь последующих лет авиационная промышленность СССР выпустила несколько более тысячи машин. Практически в тот же год начался выпуск более тяжелого Ми-4. Производственные мощности было решено переориентировать на производство именно этого вертолета. А существующую потребность в Ми-1 решили закрыть за счет переноса основной части производства Ми-1 в Польшу, на авиационный завод в Свиднике. Первые Ми-1 польской сборки (под обозначением SM-1) полетели в 1956 году.

В том же году в заводском КБ Свидника началась разработка усовершенствованной, а именно- увеличенной в размерах машины на основе Ми-1.

SM-2
SM-2

В чем состояла переработка милевской "единички"? Двигатель и трансмиссию оставили прежними. Фюзеляж заметно удлинили, расширив, таким образом, объем пассажирской кабины: вертолет стал пятиместным.

SM-2
SM-2

Для удобства работы двери сделали сдвижными (у Ми-1 открывались как у автомобиля, причем назад, что было не всегда удобно в горизонтальном полете). Кабина, действительно, стала значительно просторнее:

SM-2
SM-2

На фото выше - кабина санитарного варианта вертолета. По правому борту располагались носилки. В пассажирском же варианте вертолет брал на борт четыре человека . Было спроектировано несколько вариантов вертолета: включая и медицинский с двумя внешними гондолами для перевозки раненых. Для погрузки носилок имелся откидной люк в носовой части. Был и вариант с гидравлической подъемной лебедкой грузоподъемностью 120 кг.

SM-2
SM-2

В результате всех этих переработок вертолет потяжелел на 200 килограммов. Двигатель, при этом, остался прежним (с Ми-1), что отрицательно сказалось на летных характеристиках. Поэтому серийное производство вертолета длилось недолго (с 1961 по 64-й годы) и составило 86 машин. Почти все из них летали в Польше (последние машины - вплоть до 1983 года): за границу попали всего пять, из них два продали в Чехословакию. Там, кстати, уже летал и собственный вертолет оригинальной чешской разработки, и очень красивый: вот статья о нем).

Сейчас четыре машины находятся в музеях.

По теме советско-польского авиастроительного сотрудничества: реактивный кукурузник

Спасибо за просмотр!

На моём канале также можно прочесть о других интересных летательных аппаратах:

Dornier 328JET, или как сделать реактивный из винтового

Последний лайнер Potez, или изящный француз

Trislander - мотор на хвосте

Fokker F-27: с него копировали Ан-24?

Авиалайнер для города

Над крылом: история необычного самолета

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Синхроптер: танец с саблями

Также Вашему вниманию предлагаются рассказы о моих полётах:

Магадан - Москва: телепортация с красной икрой

Над водопадом Виктория в Зимбабве

Эфиопские авиалинии: личный опыт

Перелет Москва-Токио Japan Airlines: отлично!

Москва- Бангкок и обратно: Аэрофлот

О гидросамолётах на Шри-Ланке

...на маленьком Л-410 из Читы в Чару, Забайкалье

....на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

....в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Еще раз спасибо за просмотр!