Необходимо понимать, что каждая система имеет свои достоинства и особенности. В этой статье мы рассмотрим трехфазный трековый шинопровод. Фактически он представляет собою облегченный элемент, который является основой для крепления осветительных устройств к вертикальной или горизонтальной поверхности. Чаще всего его изготавливают из алюминия или пластика. Внутри его расположены токопроводящие жилы (обычно медные), определяющие тип системы. Корпус может быть окрашен в стандартные или индивидуальные цвета.
Что дает шинопровод?
Благодаря наличию токопроводящих элементов и ответных контактов у соответствующих светильников, с ними возможно получение полноценной системы освещения. В ее основе могут использоваться все существующие виды ламп. Количество светильников на треке ограничивается лишь вашей фантазией и вместительностью шины. Специалисты рекомендуют на 1 метр устанавливать не более 4 источников. Все они могут свободно перемещаться вдоль направляющей. Профиль выпускается длиной в 1, 2, 3 и 4 метра. В случае необходимости его можно укорачивать – резать.
Рассмотрим трехфазный шинопровод. Его основным отличием от однофазного варианта является наличие 4 токопроводящих жил. Поскольку три из них – фаза, одна – ноль, система позволяет организовать управление тремя контурами осветительных приборов. Перед установкой осветительного шинопровода большой длины, необходимо выполнить простейший электротехнический расчет:
- Подсчитывается общее количество светильников;
- Определяется номинальная мощность каждой лампы;
- Выявляется максимальная нагрузка, которая будет равна сумме мощностей всех ламп;
- Если полученная цифра меньше 2.2 кВт – прокладывается провод 1.5 мм2 и защищается «автоматом» 10 А, 3.5 кВт – соответственно 2.5 мм2 и 3.5 кВт, более 3.5 кВт – выполняется разбивка системы на несколько контуров управляемых с разных выключателей.
Как видно, однофазный трековый шинопровод существенно проигрывает трехфазному варианту, поскольку первый позволяет снизить нагрузку на цепь. Кроме этого он повышает функциональность и удобство использование системы.
Особенности монтажа шинопровода
Его можно установить накладным, подвесным и встраиваемым методом. Первые два случая являются самыми простыми, поскольку их можно осуществить практически в любой момент времени. Они не имеют ограничений по конфигурации устройства шинопровода. При их монтаже потребуется комплект подвесов и специальных креплений. Необходимо учесть, что в недорогих системах необходимо правильно оценить вес предполагаемой конструкции, поскольку, без дополнительного усиления, она может деформироваться и прийти в негодность. Предложения встраиваемого типа требуют дополнительной подготовки поверхности с использованием специального профиля или созданием ниши из листов гипсокартона.
Вначале необходимо порезать шинопровод на необходимые участки. После этого в некоторых ситуациях может потребоваться подготовка торца, токопроводящих концов, под заводское исполнение. Если крепление планируется к ровной поверхности – через профиль размечаются соответствующие отверстия, выполняется сверловка, установка дюбелей и фиксация шины посредством винтов или саморезов. В случае использования подвесов (обычно размещают через каждый погонный метр шины) их фиксируют с одного конца к потолку, с другого – посредством скоб к треку. Заранее выполняется прокладка питающего кабеля.
Установка токоподвода осуществляется на одну из сторон трекового шинопровода. Некоторые модели систем позволяют выполнить подключение в любом месте шины. В трехфазных системах все клеммы имеют соответствующее обозначения для упрощения подключения. После окончания монтажных работ устанавливается led светильник, с выбором посредством переключателя адаптера, нужной фазы. Этот момент, в силу отсутствия информации, многие упускают, получая, на первый взгляд, «неработоспособную» систему. На самом деле она может быть выставлена на одну фазу, для чего и требуется переключение.
О соединителях для шинопровода
Сложные конфигурации треков требуют применения соответствующей фурнитуры. Поэтому, перед началом монтажных работ рекомендуется ознакомиться с ее многообразием. Рекомендуем обратить внимание на следующие элементы:
- Токоподводы, применяемые для подключения системы к сети (для удобства могут быть с правым и левым подсоединением);
- Скобы, используемые с целью крепежа шинопровода для светильников к потолку или стене;
- Комплект подвесов с тросом длиной в 1.5, 3 или 5 метров с возможностью регулировки;
- Линейный коннектор, необходимый для линейного соединения смежных секций профиля и построения системы требуемой длины;
- Внутренний стыковочный элемент, применяемый для непрерывного, скрытого соединения шинопровода (не предназначен к использованию в качестве токоподвода);
- Угловое соединение, помогающее создать переход под 90 градусов (допускается применять как токоподвод);
- Жесткий поворотный угол, позволяющий создавать системы с расположением «трасс» под разными углами;
- Гибкий элемент, обеспечивающий возможность коммутации профилей в разных уровнях;
- Т-образный коннектор, служащий для соединения 3 профилей (может использоваться как токоподвод);
- Х – соединение, гарантирующее объединение 4 секций в одну систему;
- Заглушки, позволяющие создавать законченный вид установленному профилю по торцам;
- Усилитель стыка, применяемый для укрепления мощных тяжелых систем;
- Адаптер светильника, который необходим для подвода питания к источнику освещения и выбора нужной фазы.
Отметим, что выбор комплектующих элементов необходимо осуществлять с учетом типа применяемого шинопровод