Пока шел процесс над участниками «Антисоветского правотроцкистского блока», Бухарин, который проходил по делу обвиняемым, написал, по некоторым данным, около 43 обращений к Сталину.
Дошло до потомков то обращение, которое якобы по памяти восстановила и записала третья жена Николая Ивановича Анна Ларина. Есть мнение, что женщина все придумала, чтобы обелить супруга и выставить его этаким рыцарем, сражавшимся за дело коммунизма. Правда, сражавшимся своими методами, которые шли в разрез с официальной позицией партии.
До сих пор ходят слухи, что Бухарин перед своим расстрелом попросил у конвоиров лист бумаги и карандаш, чтобы написать прощальное письмо Сталину. В нем Николай Иванович якобы спросил у «отца народов» про то, зачем все так вышло. Немного перефразируя: «Зачем, Коба, тебе нужен был мой уход из жизни?».
Известно, что Бухарин обращался к Иосифу Виссарионовичу на «ты», и без стеснения называл Сталина по партийной кличке. Это один из аргументов за то, что записка имела место.
Впрочем, многие знали, что у двух партийных лидеров поначалу были панибратские отношения. Сталин в 20-х годах считал Бухарина, как и себя «Гималаями», а остальных – «мелкими пятнами». В 1929 году всё изменилось.
Есть версия, что то самое письмо Бухарина к Джугашвили было обнаружено, когда Сталин ушел из жизни. По информации от А.В. Снегова у Иосифа Виссарионовича в столе лежало несколько бумаг:
· обращение Ленина, который просил Сталина быть повежливее с Крупской;
· письмо Тито, который хотел, чтобы Джугашвили больше не подсылал к нему людей с заданием устранить югославского лидера;
· последняя записка Бухарина.
Про Снегова, который изучал бумаги, оставшиеся после ухода Иосифа Виссарионовича, и был помощником Хрущева, пишут в своей книге «Неизвестный Сталин» Жорес и Рой Медведевы.
По сути, вся доказательная база по делу о существовании этого обращения Бухарина к Кобе строятся на информации от Снегова. Этого маловато, чтобы установить: действительно ли была какая-то записка, или её выдумали?
Авторы другой книги про Сталина Бобров и Ферр считают, что никакого прощального письма не было. Они указывают на «путаницу в показаниях» Роя и Жореса Медведевых, которые в разных очерках по-разному воспроизводят текст документа.
Например, меняют местами фразы и по разному их указывают. К слову, нет самого документа. Не сохранился. А куда делся? Или его не было вовсе?
Я думаю, что Бухарин вполне мог написать Сталину прощальное письмо. И не для того, чтобы спасти себя. Вариантов уже не было. Мне кажется, что Николай Иванович пострадал не совсем справедливо.
Да, у него были свои взгляды на развитие страны. Да, возможно, он общался с заговорщиками. Но отчего-то я верю в то, что Бухарин не думал выступать против Сталина радикальными методами.