Издание National Interest опубликовало статью, посвящённую особенностям советской разработки
Эксперт по национальной безопасности США Калеб Ларсон охарактеризовал отечественные разработки в этой сфере как «нечто из фантастического фильма». Наполовину самолёты, наполовину корабли – экранопланы действительно имели с одной стороны несуразный, а с другой – по истине впечатляющий вид.
Чтобы подробнее рассказать о достоинствах техники, эксперт использует вполне конкретный пример – экраноплан КМ, разработки конструкторского бюро Алексеева, известный заграницей как «Каспийский монстр». Его максимальная взлётная масса достигала 544 тонн, а крейсерская скорость при этом достигала 430 км/час.
Крейсерская высота, конечно, была низкой – всего лишь 15 фунтов или 4,5 метра. Впрочем, как и у любого транспорта этого типа. Однако её можно расценивать и как своего рода преимущество – полёт на такой высоте делал экраноплан практически незаметным для радиолокационных радаров. Ощутимое преимущество в скорости и «защищённости» КМ над кораблями создавало большой потенциал для быстрой транспортировки пехоты.
Другой экраноплан – А-90 «Орлёнок» был оснащён шасси и мог летать на высоте порядка 2000 метров. Более всего Калеба Ларсона в этой разработке поразил двигатель. Установленный на хвосте двигатель автор называет самым мощным из когда-либо созданных в мире: «просто посмотрите фотографии – он огромен».
Еженедельник «Звезда»