«…То тарелками пугают, дескать, подлые, летают,
То у вас собаки лают, то у вас руины говорят».
В. С. Высоцкий
Иногда всё-таки бывает полезно забыть все знания, полученные в школе и институте, для того чтобы взглянуть по-новому на простые, давно известные вещи. И тогда непременно что-то откроется новое. Предлагаю поразмыслить над моей коллекцией репродукций полотен живописцев восемнадцатого – начала девятнадцатого века. Заодно многим будет полезно узнать о том, что Джованни Баттиста Пиранези не был уникальным "руинистом".
Для начала небольшое предисловие. Чтобы был понятен ход моих мыслей, а сами они не казались столь уж невероятными.
Каждый здоровый нравственно и физически человек рано или поздно приходит к осознанию того, что вся жизнь – это сплошной бег по кругу. Ну, или зебра, кому как нравится. Тем не менее, суть одна: однажды просыпаешься утром и понимаешь, что потратил массу жизненных сил на переливание из пустого в порожнее. Начинаешь делать всё заново, с учётом прежнего опыта, а в итоге наступает очередное утро, когда приходится переосмысливать всё в очередной раз.
И очень многим оказывается не под силу признать, что то, что ими считалось незыблемым, на самом деле является заблуждением или ложью. Нас ведь учили стойкости? Мы убеждены в том, что должны быть какие-то истины, которые неизменно оставаются основой всего, без существования которых начнётся хаос. Поэтому человек, отказывающийся от своих убеждений, не вызывает ничьёго уважения. Уважают «стойких оловянных солдатиков». И в этом главная проблема. Весьма трудно уловить ту тонкую грань между истиной и заблуждением.
А время при этом течёт… И всё вокруг стремительно меняется. Нельзя просто следовать устаревшим инструкциям. Но при этом нельзя отступать от норм морали, иначе неизбежно «сваливание в штопор», которое приводит к катастрофе. В Библии описана гибель Содома и Гоморры, и это именно про тех, кто решил, что нормы морали устарели и не обязательны к исполнению.
Итак, попробуем отступить от догм, при этом не переступив черту, не скатываясь в мистицизм. Вот несколько ярких полотен различных художников, которые менее известны, чем работы Пиранези, но объединены с его творчеством не только эпохой, но и содержанием.
Этот мастер (Nicolaes Pieterszoon Berchem) написал достаточно много пейзажей, на которых главными персонажами, несомненно, являются руины. Я назвал его Николаем Петровичем Медведевым, и это не совсем шутка, как многие понимают.
Резонен вопрос: «У них что, в Европе 18–19 вв. неразрушенных зданий не осталось?» На это существует разумное объяснение историков и искусствоведов. Объяснение на самом деле просто и логично, и ставить его под сомнение – настоящее сумасшествие. На первый взгляд, действительно, чего «огород городить», это же просто культурное течение, мода, или, как сейчас модно стало говорить у патриотов, «тренд времени».
Да. Моде и стилю подвластны вкусы и настроения, мысли и чувства миллионов. Мы все видим это «обезьянничанье» повсюду. Стоит какой-то знаменитости показаться на горных лыжах в кадре, как сотни тысяч оголтелых начинают сметать с полок магазинов горнолыжную экипировку и признаются по секрету друг другу, что с детства только и мечтали встать на лыжи, как… Ну, вы знаете дальше. Что? Сами поддались эпидемии? А слабо со стерхами полетать?
Ну ладно, вернёмся к нашим баранам. А также к быкам, овцам и козам на фоне «античных» руин. Это тоже «тренд». Такой же, как пастухи и прачки на пейзажах тех лет. А коснулось ли это «течение» России? Не сомневайтесь. Хоть память о русских руинах тщательно затиралась в 19-м и даже в 20-м веке, но кое-что всё же сохранилось. Покажу только два произведения, которые не показывал раньше:
Сейчас она выглядит, как и положено. Хороший дорогой таджикский евроремонт, лоск и гламур. Но совсем недавно это выглядело в соответствии с европейским «трендом» 18 века. Примечателен камушек с европейской датой, но изображённой русскими цифрами.
Честно говоря, достоверность этой плиты представляется мне весьма сомнительной. По многим признакам. Смотрите сами.
Но не удивительно. Масштабы «зачистки» подлинной истории России таковы, что и в голове не укладывается, как можно было всё это провернуть. Ведь всё, что мы смогли узнать о доромановской империи, почерпнуто из источников, которые находились вне зоны «зачистки», а именно в западных университетах и библиотеках.
Этот факт не оставляет сомнений в том, кто именно «зачищал» историю. Конечно, победитель. И победитель этот явно не из наших предков, иначе это мы историю англосаксам писали бы, а не они нам. Хотя… Это ведь не наш метод. Мы не против великого прошлого древней европейской цивилизации, которая, конечно же, была на сто тысяч мильёнов гульденов лучше нашей дикарской.
Разумеется, я не предполагаю, что полчища немцев ходили по лесам и полям и ровняли бульдозерами все античные сооружения на территории Тартарии. Нет. Достаточно было плюнуть на это всё «барахло» и не заботиться о сохранении, только и всего-то. И письменные источники уничтожались аналогичным образом. И не только так, но и умышленно, целенаправленно.
И при Петре, и при Екатерине книги под предлогом сохранения отбирались у крестьян и целыми обозами свозились в Москву и Петербург, после чего их след теряется во мгле. Ясно, что «старообрядческая ересь» просто сжигалась.
Точно так в двадцатых годах поступили большевики уже с архивами самих Романовых. Не зря говорят: «Не плюй в чужой колодец…»
Ну да Бог им судья. Посмотрим на картины ещё одного яркого представителя «руинистического» направления в европейской живописи – Джованни Паоло Паннини, или, как я его называю, Ивана Павловича Панова.
Как вы сами видите, главный персонаж творений – античные руины. Ничего нового, только на руинах не быдло со скотом, а «нормальные европейцы». Средний класс и знать. Но сути это не меняет. Некоторые руины существуют и поныне в виде отреставрированных сооружений или откровенных новоделов. Но большая часть того, что окружало людей ещё совсем недавно, безвозвратно разворована, растащена на неотложные хозяйственные нужды.
Ещё эти сюжеты объединяет тот факт, что художники фотографически запечатлевали реальность, не задумываясь о последующей трактовке потомками их творений. А потомки оказались неблагодарными, они посчитали своих прапрапрадедов недоумками, тёмными, необразованными фантазёрами, склонными преувеличивать, приукрашивать и вообще высасывать из пальца.
Вот что пишут все современные энциклопедии и справочники по поводу «руинистической» живописи: «___ ПОДСТАВЬТЕ НА ЭТО МЕСТО ИМЯ ЛЮБОГО ИЗ, ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ____ – известен живописными фантазиями, чей основной мотив — парки и реальные, а чаще воображаемые «величественные руины» (по выражению Дидро), множество набросков к которым он сделал во время пребывания в Италии».
И мы должны верить этому? Потому что авторитет изрёк? А если я не хочу верить на слово и, видя всё это великолепие, не могу поверить, что те здания, которые сохранились по сей день, художник воспроизвёл с фотографической точностью, а те, которых сейчас уже нет, он просто взял из головы! Да с чего это вдруг?!
Правда в том, что ничего художники не выдумывали, они документировали окружающий мир, и мы видим, что в 18 веке, по историческим меркам – ВЧЕРА – цивилизация европейских крестьян-скотоводов, управляемая кучкой тех, у кого на теле тряпочки подороже, существовала на руинах исполинских мегалитических сооружений, которые они сами явно не строили.
Печоры, 12 декабря 2014 г.
Читать продолжение...