Музей Прадо - одна из главных достопримечательностей Мадрида. Перед зданием музея - памятник Веласкесу. Экскурсию по Прадо проводила Алисия.
Первый зал, куда она нас повела, был зал Босха. Мы долго разглядывали его картину-ребус "Сад земных наслаждений" под разъяснения Алисии.
Да простят меня те, кто едет в Мадрид только ради того, чтобы насладиться именно этой картиной, но я выскажу крамольную мысль: наверно, у меня совершенно неразвитый художественный вкус, так как я вижу в этом шедевре действительно всего лишь ребус, который до конца не разгадали и современники Босха, а не произведение искусства. Посыпаю голову пеплом - чаще, чаще, голубушка, надо посещать художественные галереи, чтобы дорасти до Босха, а может, даже страшно подумать, до самого Малевича с его "Черным квадратом". Возьму это себе на заметку.(Вот здесь интересно и весело про Босха https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh/stories/2544
Следующий шедевр - "Менины" Веласкеса.
Эта картина заворожила. Хотелось разглядывать каждую деталь, выражения лиц, наделять персонажей характерами.
Алисия рассказывает о замыслах мастера, о художественных приемах:
-А теперь давайте отойдем от картины к гермафродиту в центре зала, и с его позиции посмотрим, как раздвигает;ся пространство картины.
Все с умными лицами дружно окружили прекрасную обнаженную скульптуру. Не назови его Алисия гермафродитом, никто бы и не зациклился на нем. А тут стало не до раздвигаемого пространства Веласкеса. Все обходили бедолагу по кругу, одним глазом кося на "Менин", а другим заглядывая под лежащего гермафродита: а что же у него не так то? Увидев, что - не так, облегченно стали опять слушать Алисию и удивляться раздвижению пространства картины.
В зале Гойя одно из центральных мест занимают, конечно же, его Махи: обнаженная и одетая.
Обе Махи прекрасны, но одетая выглядит более манкой, прекрасной, загадочной и более живой, настоящей. По крайней мере ее одежда натурально так получилась. Послушали разные версии о модели, с которой писались эти скандальные по тем временам полотна. Версии сходятся на том, что позировала все же не любимая женщина художника - герцогиня Альба, а какая-то простолюдинка. А у меня давно возник вопрос:
-Если тело изображено так реалистично, то почему так неестественно выгнута шея? В такой позе невозможно долго находиться.
Оказалось, что картину Гойя писал с натуры вообще без головы. А голову пририсовал потом. Но что-то, видимо, пошло не так. А, может, у герцогинь было принято ходить-лежать с вывернутой шеей. Не герцогиньское это дело - лежать в удобной позе, практически, как попало.
Алисия провела нас еще по нескольким залам. Время экскурсии закончилось. В музее можно оставаться с билетом до конца дня. Можно выходить, а потом возвращаться вновь. Впечатленные, ставшие на чуточку выше в своем художественном развитии, вышли на улицу и разошлись все по разным делам.
Пока мы были в музее, наши водители съездили в арену и купили желающим билеты на вечер на корриду. Положив в сумочки на всякий случай билет в Прадо и билет на корриду, наша троица отправилась в самостоятельное путешествие по Мадриду.
(все фото Прадо из интернета)