Сюрреализм, как направление начинается с манифеста (как и все творческие объединения той эпохи), в 1924 году. И начинается он в первую очередь как литературное направление. Хотя, в наше время, у широкой публики, этот термин в первую очередь ассоциируется именно с живописью, которую сложно с чем либо перепутать. На самом же деле, живопись является лишь одной граней сюрреализма, и причем, в оригинале, не самой главной.
Его основателем считается писатель, поэт, теоретик и мыслитель французского происхождения, Андре Бретон.
На тот момент он был достаточно молодым человеком (ему было 28 лет), но, тем не менее, как и многие его сверстники, прошедшие войну, он успел уже обзавестись достаточно весомым жизненным опытом. На фронте он служил санитаром, потому что по образованию был именно врачом. Так же работал в парижской больнице, в отделении, в которое попадали солдаты с нервными расстройствами, которые они получали на полях сражений. Это были одни из важных фактов его биографии, которые в дальнейшем оказали важнейшее влияние на его творческую и личную судьбу.
Вторым же фактором, служило его знакомство (одним из первых во Франции) с таким фундаментальным научным трудом для истории 20 века, как «Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда. Причем, есть достаточные основания считать, что француза Бретона, не читавшего по-немецки, с «Толкованием…» познакомил его хороший друг и коллега - художник немецкого происхождения Макс Эрнст. И таким образом, комично, что изначально (и долгое время после) Бретон был знаком с этим трудом лишь в пересказе друга.
И именно «толкование сновидений» становиться главной теоретической базой для создания и существования сюрреализма. Причем, известно, что впоследствии Бретон с соратниками - сюрреалистами встречались с Фрейдом, и тот их в качестве своих последователей не признал. Как бы это не странно звучало, столь революционный и авангардный психолог, по отношению к искусству оказался достаточно консервативным бюргером.
Ну так или иначе, Бретона захватывает сам факт того, что есть некий научный труд, написанный доктором, который объясняет что такое сновидения, и рассказывает концепцию и суть некого «бессознательного». Правда воспринял он идеи Фрейда несколько по-своему. Бретон отделяет, какую либо терапевтическую сторону концепции, и для себя останавливается на том, что все сны прекрасны по определению, безумие притягательнее и интереснее нормы. Безумие, и интерес к нему, станет еще одной характерной особенностью нашего сегодняшнего движения.
Итак, сны очень интересны сами по себе, смотреть их - притягательный опыт, но как же жаль, что их нельзя ни с кем разделить. Их можно попытаться записать, можно попытаться зарисовать - но этого мало. Бретон же пытался найти способ работать наше сознание наяву, так же как и во сне. Во сне, каждый из нас и режиссер, и автор и зритель. Во сне все мы сюрреалисты. Но как только мы просыпаемся, это волшебное умение, нас, к сожалению, покидает. И соответственно, значит как-то надо найти способ заставить его работать так же в процессе бодрствования, а так же прийти к некому новому восприятию мира – к сюрреальности, к сверхреальности, в которой нет разделения на дневное и ночное бытование.
Что же принципиально нового разработал Бретон внутри сюрреализма? Так называемый, «принцип автоматизма» и автоматического письма.
Автоматическое письмо – это поток сознания, попадая в который не надо задумываться о том, что ты пишешь. И писать стоит максимально быстро, так, чтобы ты сам не мог успевать читать, что же ты пишешь. Отличалось же оно от автоматических техник, рассчитанных на случайность, которые практиковали итальянские футуристы (которые так же бессознательно старались печатать на машинках) или немецкие дадаисты (которые составляли поэзию из обрывков газетных фраз), тем, что это автоматизм создавался ручкой и был, соответственно, рукописный - максимально сокращающий дистанцию между автором и получающимся произведением.
Одновременно с написанием автоматических текстов, велся и поиск тех способов и техник, которые могли автоматическому принципу помочь. Написание в состоянии автоматизма, по своей сути, напоминало состояние транса, как раз в то время в мире бытовал культ гипноза. Разного рода ясновидящих, медиумов, гадалок, мастеров спиритических досок и столов, которые обещали проход в иной мир, связь с родственниками духами и прочее. Когда эти люди впадали в некое состояние (или имитировали это), считалось что через них говорят духи или их бессознательное.
Сюрреалисты находили этих людей, и практиковали всяческие варианты входа в это состояние. Таким образом, сюрреализм сразу был окутан неким мистическим флером, романтикой экспериментов по расширению границ психики.
В одной из своих книг, Андре Бретон вспоминает, что в то время, поскольку он имел врачебное образование, его часто просил загипнотизировать себя коллега и друг - художник Филипп Супо. Он подсел на гипноз как наркоман - всячески осаждал Бретона, приезжал по несколько раз в день, и даже наведывался ночью. Однажды Бретон настолько глубоко ввел Супо в транс, что того уже никак не возможно было разбудить, из-за чего пришлось вызывать более опытного специалиста, который в итоге смог разбудить поэта. Но с тех пор тот уже отказывался экспериментировать с собой. В скором времени, помня о печальном опыте друга, от экспериментов с гипнозом отказал и сам Бретон. А за ним и все остальные сюрреалисты.