Или что происходит с цветочным бизнесом в Нидерландах
Наверное все уже видели новости про безжалостное уничтожение нераспроданных цветов на голландских цветочных аукционах (из-за кризиса связанного с коронавирусом, естественно). Даже вполне уважаемый National Geographic позволил себе кликбейтные заголовки: “Нидерланды уничтожают миллионы цветов. Их больше некому покупать” (ээээ… в смысле некому?! у нас же не зомби-апокалипсис, гайз)))
Что же на самом деле происходит?
Ну… все действительно непросто. В первой половине марта, когда уже многие страны ЕС (и не только) ушли в локдаун, а людей по всему миру интересовала исключительно туалетная бумага - спрос на цветы резко упал. Насколько резко - можно судить по данным Royal FloraHolland (это самый большой цветочный аукцион в мире, находится он, естественно, в NL) - ребята у себя на сайте выкладывают очень подробные отчеты на англ. (прям люблю голландцев за это)).
Так вот… 16 марта общий оборот торгов упал на 83% (относительно того же периода в 2019 году) - в этот день нераспроданной осталась почти половина выставленного на торги объема (14 млн. из 31 млн. штук). За 100+ лет существования аукциона это абсолютный и очень печальный рекорд. Ибо… в стандартной ситуации “остатки”, действительно, просто уничтожаются.
Как уничтожается? Зачем?! Почему нельзя просто раздать?!
Я вообще не эксперт в цветочном бизнесе, но… (упрощенно) если раздавать бесплатно то, что стоит денег - оно теряет свою ценность. Даже снижение цен (например с целью продать больше за счет демпинга) в такой ситуации - большой риск и удар по рынку после которого он будет восстанавливаться куда дольше чем после коронакризиса. Плюс, “раздать бесплатно” - это затраты на логистику, менеджмент процесса и т.д., (нужно найти точки распространения, доставить туда цветы, организовать раздачу… кхм, не нарушая условия карантина при этом) - в общем, мало того что нет прибыли, так еще и чистый минус по всем фронтам.
И что, теперь каждый день миллионы цветов идут под каток?
Нет, конечно нет. Как раз после рекорда 16 марта на аукционе: 1) ввели ограничения по количеству выставляемых лотов от каждого фермера в день, чтобы минимизировать остатки; 2) зафиксировали минимальные цены, чтобы не допустить обвала рынка; 3) нашли способ гуманно “утилизировать” остатки, отправляя их в ближайшие госпитали и дома престарелых (немношка добра 🖤)
Ну и сам рынок слегка пришел в себя - по апрельским отчетам того же Royal FloraHolland снижение выручки (все также, относительно прошлого года) уже не на 80%, а на 40-50%, и “под каток” попадает теперь только 1,5% цветов.
Одна беда - остатки-то фактически никуда не делись, просто теперь это проблема самих фермеров, итак несущих серьезные потери (справедливости ради - государство гарантирует более чем адекватную финансовую поддержку всем, чей бизнес терпит убытки из-за эпидемии, в том числе и цветоводам).
И тут… включилось национальное самосознание - ребята из компании Van der Ende Group (производят насосы и всякое) придумали #FlowerBoostChallenge. Суть проста: если вам (вашей компании) бросили вызов - вы должны купить цветы для своих сотрудников, коллег, друзей, соседей (кого угодно в общем-то) и передать эстафету дальше (правила тут). В челленже уже поучаствовало больше тысячи компаний, которые купили большее 1 млн. цветов, чтобы просто их кому-то подарить 🖤
P.S: и да, еще можно, без всякого челленджа, просто купить цветы в ближайшей маленькой цветочной лавке или напрямую у фермеров, например - тут или тут. И мир станет немного лучше))
____________________
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на мой канал Little Big NL в Телеграм ;)
И берегите себя!