Эта публикация посвящена обсуждению техники игры на гитаре (в основном, аккордовой), и отчасти — прикладной теории музыки.
Игра аккордового аккомпанемента требует определённого искусства, даже если вы не включаете в неё ярких подвижных линий баса или каких-то «поливов», похожих на соло. Особенно это касается игры в группе, когда ритм-гитарист должен обдумать множество разных способов сыграть свою партию, внося разнообразие, но в то же время, никогда не упуская из виду целостности звучания всего коллектива.
Очевидное преимущество аккордов с баррэ состоит в том, что они позволяют осуществить глушение — просто путём расслабления прижимающих их пальцев — что может добавить членораздельности и ритмичности в вашу игру. Игра в некоторых стилях (в частности, на электрогитаре с «перегрузом») может попросту диктовать необходимость постоянного глушения.
Другое преимущество аккордов с баррэ — возможная компактность вашей партии на грифе (всё находится рядом), а также аппликатурная универсальность — множество различных аккордов получаются путём простого сдвига одних и тех же аппликатур.
Очевидный недостаток аккордов с баррэ — необходимые физические усилия. Большое количество баррэ в партии аккомпанемента или инструментальной пьесе может стать испытанием даже для опытного гитариста (а для начинающего — и весьма опасным испытанием, с возможностью нанести себе физические увечья, если переусердствовать).
Тем не менее, есть ситуации, когда аккорды с баррэ просто необходимы в силу выбранной тональности. Например, аккордов B или Bm толком не существует в открытых позициях. В этой ситуации иногда может «спасти» каподастр.
«Открытые» аккорды потребуют чаще всего глушения струн левой или правой рукой хотя бы в некоторые моменты, что обязывает к наличию у гитариста определённых навыков. Их очевидное преимущество — самый «резонансный» звук, который только может издать ваша гитара.
В целом, выбор аппликатуры того или оного аккорда (с баррэ или без) сводится к сочетанию стилистических соображений с практичностью. Один и тот же аккорд может быть «озвучен» и «окрашен» множеством способов, а самые красивые «разливы» открытых струн могут противоречить стилю исполняемой музыки, и наоборот.
Существует некая разновидность «открытых» аккордов — это аккорды, которые расположены «далеко» на грифе, но также используют открытые струны. Они всегда создают своеобразную фактуру звучания и могут привести к некоторым очень интересным эффектам, в частности, для пальцевого стиля игры. Поиск таких созвучий — бесконечное и увлекательное занятие, а найденный эффектный аккорд может стать даже основным лейтмотивом целой инструментальной пьесы.
Иногда такие аккорды находятся случайно или интуитивно, а систематизация их поисков может послужить темой целой книги — здесь вполне уместно углубиться в прикладную теорию музыки, в частности, хорошо представлять себе классы созвучий и их интервальный состав. В качестве отправной точки для исследований можно взять любую открытую струну, а затем продумать, в какие созвучия она может быть включена.
Следы «интуитивных» поисков эффектных созвучий с открытыми струнами можно угадать даже в академических произведениях. Например, хрестоматийное произведение для классической гитары — Этюд №1 Эйтора Вила-Лобоса содержит обширный фрагмент, где одна и та же аппликатура упорно двигается по всему грифу, создавая при каждом перемещении уникальное звучание благодаря постоянному наличию двух открытых струн (первой и шестой).
На видео ниже («Sanel Redžić plays Etude No. 1 by Heitor Villa-Lobos on a 1986 Kevin Aram») вы можете наблюдать этот увлекательный процесс примерно с 00:55.
Читайте также: Чем может быть хорош каподастр?