Искусство и политика – две неотъемлемые части общества, разные по методам и целям, но одинаково важные. В современном дискурсе принято противопоставлять одно другому: если политика – про рамки и правила, то искусство – про творчество и свободу. Однако современное общество на то и современное, чтобы смешивать несовместимые вещи и выдавать новый, удивительный продукт. Меняется арт пространство, меняется политическая жизнь, а вместе с ними меняется и восприятие искусства и его влияния. Рассказываем о том, что политика и искусство не так далеки, как кажется.
Искусство в той или иной степени всегда отображает реальность. Даже такие формы живописи, как абстракционизм или сюрреализм, которые кажутся набором бессвязных образов и фигур, при внимательном изучении могут стать точным портретом своего времени. Разумеется, было бы глупо ждать от художника сухой трактовки того или иного события, ведь искусству в принципе не свойственен научный, сугубо фактический стиль изложения. Смыслы в творчестве передаются через эмоции, а личное восприятие автором реальности отображается в стилистике его работ.
Однако, каким бы творческим и отрешённым ото всего материального ни был художник, его взгляды и мировоззрение формируются в обществе, а это не проходит бесследно: тонко чувствуя действительность, художник подмечает детали эпохи и фиксирует их в своем труде. Процесс творческой рефлексии не обходит стороной и политику. Более того, художники нередко оказываются в самой гуще политической жизни страны, просто за счёт взаимодействия интеллигенции и власти, причем не всегда добровольного.
Хорошим примером может послужить Советский Союз, в котором искусство, как и прочие стороны общественной жизни, должно было “трудиться” на благо социализма. Уже в первые годы революции искусство оказалось подчинено идеологии: свободный творческий дух художников заказывался, несогласные не имели права голоса, что выражалось в различных санкциях. “Искусство принадлежит народу” – писал Ленин в своём сочинении о литературе и искусстве. Что читается как “Искусство принадлежит партии” – и поспорить с этим будет трудно. Так что вполне закономерно, что уже первые картины тех лет имели чёткую связь с политической обстановкой.
В 1920 году Кузьма Петров-Водкин создаёт полотно, имеющее два названия: официальное – “1918 год в Петрограде” и неофициальное – “Петроградская Мадонна”. Смыслов в этой картине столько, что хватит на отдельную монографию, но нарратив прост и понятен: женщина-пролетарий – Мадонна своего времени, олицетворяющая борьбу за светлые идеалы социализма.
Но художники не были бы художниками, если бы только и делали, что соглашались с действующими политическими парадигмами. И в Советском Союзе, и за его пределами активно создавались подпольные кружки, участники которых в своём творчестве выражали протест против того социального, что их окружало. В 1937 году, основоположник кубизма и один из самых дорогих (по оценкам стоимости проданных работ) художников в мире Пабло Пикассо создал картину, посвящённую бомбардировке Герники – города на севере Испании, родной страны художника. В то время в стране бушевала гражданская война, в ходе которой на Гернику враги осуществили налёт. За считанные часы было сброшено несколько тысяч бомб, а развалины шеститысячного города горели ещё трое суток. Пикассо был так глубоко поражён жестокостью случившегося, что создал картину высотой почти 8 метров буквально за месяц, работая по 10-12 часов в сутки. Называется она лаконично – “Герника”, но большего и не нужно: полотно говорит само за себя. В свойственной ему манере Пикассо сумел безо всякого реалистичного изображения выразить всю горечь и ненависть по отношению к фашизму, мировому злу и страданиям своего народа. Существует легенда, что однажды в мастерскую к художнику пришли немецкие офицеры, на столе лежали открытки с репродукцией “Герники”. “Это вы сделали?” — спросил офицер. “Нет, — ответил Пикассо, — это вы сделали”.
В современном арт-мире прямолинейность, присущая Пикассо или Петрову-Водкину, сменилась недосказанностью, метафорами и аллюзиями, которые каждый зритель должен интерпретировать для себя сам. Формы искусства стали ещё более многообразными, что позволяет каждому человеку “найти что-то своё” среди прекрасного. Не только живопись, но и смежные с ней жанры, такие как граффити, карикатуры, инсталляции и перформансы отображают окутывающую нас реальность и, разумеется, выражают политические взгляды создателей. Одним из самых доступных к пониманию, а, следовательно, и известных авторов политической сатиры в России является Сергей Ёлкин – карикатурист, чьи работы регулярно публикуются в таких изданиях, как “Российская Газета”, “Ведомости” и “Известия”, а также нередко появляются в частных блогах медийных лиц. Вы наверняка хоть раз встречали творчество Ёлкина, даже если не слышали его имени: одним из излюбленных персонажей художника является некий персонаж с длинным носом и маленького роста, ассоциативно напоминающий одного очень известного в России политика… Но впрочем это всего лишь предположения и догадки, которые сам Ёлкин, кажется, никогда до конца не подтверждал. Как бы то ни было, работы карикатуриста являются ещё одним ярким примером слияния искусства и политических взглядов автора, только уже в условиях современности.
Злободневные темы также не раз отражались в творчестве андерграундного художника стрит-арта Бэнкси, чья личность до сих пор остаётся неизвестной. Известный своими перформансами и граффити, Бэнкси не раз создавал работы, которые буквально кричат о том социальном и политическом, что нас окружает. Например, скандальная выставка “Turf War”, в ходе которой художник рисовал на животных. Овцы-узники концлагеря, слоны-полицейские, коровы с лицом Энди Уорхола – в свойственной для себя манере Бэнкси высказался о мире, не открывая ни личности, ни рта. Надо сказать, краска была абсолютно безвредной для животных, а сама выставка одобрена инспектором Королевского общества защиты животных, что, впрочем, не помешало зоозащитникам устроить массовые протесты. Но ведь любому хорошему художнику известно, что если творчество вызывает эмоции у публики, значит, оно уже не напрасно. Не так ли?
Хотим мы того или нет, политическое тесно сплетается со всем нашим существованием, не обходя стороной и искусство. Но это и к лучшему, ведь любая заметная реакция на политику – будь то создание картин, голосование на выборах или публичное высказывание о том, что касается нас всех – это маленький, но верный шаг в сторону гражданского общества, в котором человек действительно может принимать участие в жизни своей страны, а не просто быть молчаливым слушателем.
______________________
Автор: Евгения Изотова