Найти тему
the FOOOOLEST

Почему Евангелион является спорным и оттого культовым аниме?

Оглавление


Несколько слов об авторе


Евангелион это одно из тех произведений, для анализа которого следует обратиться к личности автора.

Хидэаке Анно — японский режиссёр аниме и кинофильмов. Когда Анно занимался созданием «Neon Genesis Evangelion» , он находился в глубокой депрессии, что отчетливо отобразилось на характерах персонажей, в частности на главном герое, но об этом позже. Анно также сам признавался, что ему тяжело общаться с людьми, а вещи с дефектами он находит куда более привлекательными, чем обычные. Анно — один из тех людей, которому проще показать свое понимание мира не через свои слова, а через созданных им персонажей.

Что-то сломанное или несовершенное приходит ко мне более естественно
Пилоты Евангелионов
Пилоты Евангелионов

Устройство мира и завязка сюжета


Половина земного шара не пригодна для жизни, уровень моря поднялся в несколько десятков раз, миллиарды людей погибли после ужасающей катастрофы в 2000 году, которую окрестили «Вторым ударом», по официальным данным вызванной столкновением планеты с огромным метеоритом. Ужасная демографическая ситуация и экономический кризис, но на этом беды человека не заканчиваются..

События берут свое начало в 2015 году, когда самый заурядный парень по имени Икари Синдзи прибывает в город-крепость Токио-3, где нас сразу же, без каких либо объяснений, ставят перед фактом — весь город находится под угрозой полного уничтожения, на него нападет так называемый «Ангел », который выглядит как огромное чудовище, которого не берет ни танк, ни даже около-ядерное оружение никакое обычное вооружие , а Синдзи тут же приводят в центральный штаб организации, которая призвана бороться с этими монстрами — Nerv. Нам также дают понять, что отец Синдзи, Икари Гендо, который покинул его в раннем детстве, является руководителем данной организации. Гендо без каких либо объяснений и подготовок предлагает Синдзи пилотировать «Евангелион» — столь же большого, как и сами ангелы, робота, созданного для их ликвидации.

И что вы думаете, он, как заправский герой залез в махину и попилотировал спасать человечество? Нет, он отказывается..

Пародия на Евангелион с рисовкой Рика и Морти
Пародия на Евангелион с рисовкой Рика и Морти

Персонажи и их проблематика

Неплохая затравка для интересной истории, где герои в очередной раз будут спасать мир от напасти вселенского масштаба, если бы не одно но — Синдзи — не герой и не хочет им становиться. Это произведение далеко не про бои громадных махин друг с другом, даже не про объяснение божественного начала человека и объедение всех людей в единое сознание, нет, все куда более прозаично. Все это лишь инструмент, который Анно искусно использует, чтобы показать то, что по-настоящему чувствуют герои внутри этой истории. Это рассказал про разбитых людей, которые пытаются оправдать себя и свои поступки, которые хотят быть нужными.

По ходу истории идет развитие персонажей, но они не становятся сверх-сильными или бесстрашными, им также тяжело переступить через себя, через свои страхи и боль. И чтобы это отразить Анно даже готов пойти наперекор каким-либо устоявшимся способам повествования. Нам дают крайне мало экспозиции для понимания мира и того, что в нем происходит, дают ровно столько, сколько понимают сами герои. И это нужно для того, чтобы мы могли легко поставить себя на их место. Как правило, если какой-то герой ведет себя тем или иным образом, то для этого всегда есть мотивация и, мы, как зрители, всегда способны принять понять это.

Протагонистом серии является Синдзи Икари, ранее уже вкратце описанный мной. Мама мальчика умерла в раннем детстве, а отец покинул его, не справившись с утратой. Синдзи пилотирует Евангелион только потому что его просят, потому что он должен, он крайне апатичен и не может довериться людям, хотя и хочет этого. Его постоянно качает из стороны в сторону, он не может решить для себя, достоин ли он и действительно ли хочет этого, а каждое сюжетное потрясение заставляет его заново задавать себе один и тот же вопрос. Зачем я это делаю?
Каждый раз, когда случается очередной неловкий диалог или разорванный на части Ангел, Синдзи пропускает это через себя, не зная, как это воспринять и периодически думает о том, чтобы просто бросить все и убежать, больше не вспоминая, ведь он банально не понимает, зачем пилотирует Еву, у него нет самоцели как таковой.

Синдзи: Я начал играть, потому что мне предложил учитель. Я мог бросить когда захочу.
Аска: Тогда почему же до сих пор играешь?
Синдзи: Потому что никто не сказал мне перестать.

Весь спектр эмоций персонажей Анно показывает, используя очень изощренные и неочевидные методы по работе с кадром и анимацией. Кадр может оборваться посреди действия, так как герой в это время теряет сознание, а когда он проснется, он будет также, как и мы, гадать, что же произошло, а может наоборот длиться по несколько минут, чтобы показать неловкость, а ты, будто втягиваешься в экран и стоишь рядом с героями, ощущая это давление на себе.

Пример
Пример

Подводя итоги

Neon Genesis Evangelion — аниме, вышедшее уже больше 25 лети назад, но не потерявшее актуальности, потому что это не рассказ про то, как человечество предотвращало апокалипсис, Евангелион — это в первую очередь история про людей, которые в этом мире живут, которые стараются понять друг-друга и принять себя, это далеко не привычное аниме с постоянным закадровым голосом, объясняющим сюжет, здесь нет громких мотивационных речей и неистового желания стать хокаге или убить всех титанов.

Вместо гигантских роботов мы можем представить войны и голод, болезни и преступность, это все безусловно имеет огромное значение, однако каждый из нас каждый день задается куда более простыми, но не менее важными для самого себя вопросами. И Анно старается подтолкнуть нас к этим рассуждениям и дает возможность самим с ними разобраться. По-настоящему человек меняется, когда
он сталкивается с другими людьми, когда пытается их понять и ужиться с ними. Евангелион не научит вас понимать людей, но заставит каждый раз пытаться делать это.
Именно из-за проработки героев, в реальность которых веришь и которым сопереживаешь, из-за того, каким образом автор поднимает, казалось бы, уже оговоренные всеми темы, из-за неординарной подачи сюжета и раскрытия истории мира, из-за кропотливой работы с постановкой кадра и звуковым дизайном — все в купе и есть причина культового статуса Евангелиона.

Рей: Ты бежишь от своих проблем.
Синдзи: А что? Почему нельзя бежать от проблем? Что мне тогда ещё делать?
--------------------------------------------------------------------------------------------
Кадзи: Ты просто веришь, что кое-что узнал. Люди и себя-то толком не понимают, а других ещё меньше. Понять всё на сто процентов невозможно. Вот почему мы тратим столько времени на понимание причин собственных поступков и поступков других. Поэтому жизнь так интересна.