Найти тему

Арельские хроники пенсионера

В эти дни фактически вся страна находится в режиме самоизоляции. Как честный представитель серебряного возраста, сижу дома и перебираю воспоминания, которые записывает дочь. Поскольку у меня давняя хроническая болезнь, которая не поддаётся лечению, иногда приходят мысли о целесообразности посещении чудотворных мест. Панацея?!
В этой связи хочу рассказать одну историю из своей жизни.
Лето 1970 года….
Я собираюсь ехать в стройотряд в село Ошевенское. Нас примерно 15 человек и мы едем на реставрацию мужского монастыря. Это двухэтажный белокаменный монастырь примерно как в Соловках. Разрушенные в годы коллективизации решительным председателем колхоза здания колокольни, кровля и часть фрагментов стены.
Наша задача: поставить леса вокруг двухэтажного здания, в котором шли когда-то службы как на первом, так и на втором этажах. Установить кружала для восстановления сводов первого этажа, сделать деревянные лестницы на 1 и 2 этаж. Поскольку я имел опыт работы в стройотрядах, я стал бригадиром плотников, восстанавливающих леса вокруг монастыря.
Несколько слов о монастыре. В период обращения русского люда в христианство в деревню Ошевенское (ныне село Погост Ошевенского МО Каргопольского района Архангельской области) пришел преподобный Александр Ошевенский для обращения жителей села в христианство. Как рассказывают местные жители: народ не принял преподобного и стал закидывать каменьями. Александр Ошевенский поднялся на холм, ударил посохом о землю и сказал: за ваше неверие вы будете жить у воды, и будете жить без воды. Около Ошевенского протекала достаточно большая река Чурьяга, в свое время она протекала через деревню и даже было видно старое русло, но, по велению преподобного, в этот момент река, не доходя до деревни, ушла под землю, и вышла наверх уже за деревней. Зрелище впечатляющее. Если встать таким образом, что свет падает от солнца и отражается от реки, попадает в глаз человека, то создается ощущения, что на тебя движется огромная масса воды, опускаешь глаза, под ногами широкая мелкая речка, пересыхающая…
Работая в стройотряде, мы поставили леса, выставили кружала и сделали временную кровлю из дерева. Мне казалось, если приеду через пару лет, будет действующий белокаменный монастырь, не меньше, чем Соловки. Потом закрутился, забыл и не следил за этим.
Недавно в интернете нашел описание Александро-Ошевенского монастыря. Говорилось, что восстановление началось в 2012 году, его восстановила церковь, но на фотографиях церковь выглядела сравнительно небольшой и покинутой, а монастырь был весь в руинах. Только пристально присмотревшись, можно было увидеть одну секцию лесов и деревянную лестницу на второй этаж. Причём, если по рассказам местных жителей, это место сто лет назад считалось целительным, то потом долгое время оно, как мне удалось вычитать, признавалось местом, где водится чертовщина. Тем самым оно приобрело другое значение. Все наши конструкции, поставленные в 70-м году, водимо растащили местные жители, так как это была хорошая деловая древесина. Далее реставрация в 70-е годы и позже долго не возобновлялась. Так что чудо есть, река пропала и появилась. А пользы в этом не было.
Восстановление монастыря началось только в 2012 году. Сегодня Александро-Ошевенский монастырь обрел настоятеля, началось его возрождение.
Сегодня в монастырь стекаются паломники. Они ищут спасения и помощи у таких целительных мест, как указано уже даже в Википедии это:
• два камня-следовика с углублениями, похожими на отпечаток человеческой ступни. Эти валуны-«следовики» напоминают о культе священных камней, который некогда был широко распространен у восточных славян. По преданию, «следы» на камнях были оставлены преподобным Александром, поэтому прикосновение к ним обладает целительной силой. Паломники, ходившие в монастырь, босою ногою становились в эти «следы», веря в скорое избавление от болезней.
• источник, над которым поставлен небольшой деревянный крест. Отсюда берет начало Александровский ручей, впадающий в озеро того же названия. Святым этот родничок считается потому, что у него останавливался во время своего пути преподобный Александр.
• исчезающая речка Халуй уходит под землю на одном конце деревни Халуй, а выходит — на другом, километрах в полутора от места ухода. Перед тем, как уйти, река разделяется на два рукава. Вода левого входит в тупик с обрывистым берегом и исчезает в этой воронке. Там наверху стоит крест, обвешанный приношениями. Правый рукав иного характера: вода в нем течет, течет и вдруг — все, только пена.

В России есть и другие места, которые пока остаются забытыми. Было бы интересно прочитать о чудотворных местах страны, которые пока остаются забытыми. Если Вы сталкивались с подобными забытыми местами, которые могут помочь исцелять людей, может быть, Вы расскажете собственные истории?