В Интернетах сходят с ума по поводу стильной и молодежной компании Bird (аренда электросамокатов по принципу шеринга), удалённо уволившей 460 сотрудников через Zoom. Одни в миллионный раз поминают сериал «Черное Зеркало» (и думают, что страшно оригинальны), другие пишут, что огромными компаниями руководят «сорокалетние мальчики», у которых кишка тонка взглянуть сотрудникам в глаза, третьи пишут «ой да ладно, чего вы удивляетесь».
На самом деле ничего принципиально нового в ситуации действительно нет. Принцип employment at will (уволю когда захочу) в Штатах в большинстве случаев позволяет увольнять человека одним днем без объяснения причин, компенсаций и тому подобного - в 2008 году ходил примерно миллион историй про то, как из компаний за пять минут выпроваживают людей с шестизначными зарплатами. Более того, людей в Америке давно уже увольняют по электронной почте и даже SMS – и это не вызывает особых скандалов.
Автор, к слову, сам испытал такое на собственной шкуре, когда тебя в 15-00 в пятницу вызывают к начальнику и сообщают что ты здесь больше не работает и уже через 30 минут стоишь на морозе с коробкой в руках погрузившись в состояние "что это было". Правда в наших отсталых Палестинах компании пришлось отвалить немалую компенсацию, чтобы провернуть этот фокус. В прогрессивных США - компенсация не обязательна.
Другое дело, что в «Черном Зеркале» людям было страшно и больно, потому что технологии и процессы работают четко – в Bird же людям больно потому, что в технологической компании не умеют, как выяснилось, пользоваться цифровыми инструментами коммуникации.
Для начала, увольняемых заранее пригласили на видеозвонок с названием «Новости про коронавирус». При том, что люди общались между собой и очень быстро выяснили, что пригласили не всех. Более того, часть людей на такие звонки принципиально не подключается, ибо там обычно новости из телека и разговоры в пользу бедных.
Затем – двухминутное объявление в записи роботизированным голосом с пятиминутной задержкой относительно начала конференции (видимо, чтобы все собрались). Любой, кто вел вебинары, знает, что, если люди подключаются и видят серый экран, начинается выяснение, почему все не работает, отключение-переподключение и вот это все – и в результате сильно возрастают шансы все пропустить.
Дело не только в аморальности и трусости, а в том, что таким манером большая часть людей просто не услышала ни про выплаты при увольнении (а они таки были), ни про процедуру, ни как забрать вещи из офисов. А через десять минут у всех заблокировали ноутбуки ради предотвращения злодеяний со стороны обиженных сотрудников – и те, кто ничего не услышал, окончательно потеряли возможность что-то выяснить.
Банальное уведомление об увольнении на почту сняло бы большую часть вопросов, не говоря уже о том, что видеоконференция с живым человеком или индивидуальные разговоры с каждым не только человечнее, но и эффективнее с точки зрения коммуникации. Хоть и затратнее, да.
На этом фоне даже пямятный эпизод массового увольнения продавцов российского Нестле, является, может, и не образцом морали и нравственности, но точно примером более профессиональной (хотя и не безупречной) работы кадровиков при более сложном для работодателя законодательстве.
Прекраснодушные визионеры говорят, что этот кризис изменит человечество к лучшему, причем резко. В резкое изменение не особо верим, но надеемся, что некоторые вещи бизнес и государство слегка переоценят. Даже если про этот конкретный кейс все, как полагается, забудут через неделю.
Здесь рекомендации как действовать если вас решили уволить.