Найти в Дзене
Еще Тот Историк

Как итальянец в Москве Китай строил

Древоземляной Китай-город (о нем можно прочитать здесь) изначально задумывался как временное укрепление. Ему на смену должна была прийти полноценная каменная крепость. И ее стали строить через год – весной 1535 года.

Начало сооружения каменной крепости логичнее связать именно с литовской, но никак не татарской угрозой. Стала хрестоматийной фраза о том, что китайгородская крепость сооружалась с учетом развития артиллерии. Однако в 1530-е гг. крымские татары еще не имели собственной артиллерии. Скорее всего, первый пример использования крымчаками артиллерии относится к более позднему периоду – к 1541 году, когда 30 июля произошла артиллерийская дуэль между русскими, защищавшими берег Оки, и татарским войском. Но и тут артиллерия не была татарской – для этого похода татары наняли турецкое артиллерийское подразделение.

Добавим к этому и то, что в начале 1535 г. отношения между Москвой и Крымом значительно улучшились – был заключен договор с крымским ханом Ислам-Гиреем, направленный против Литвы.

На этом фоне продолжалась Стародубская война – боевые действия между Московским и Литовским великими княжествами. Литовцы в отличие от татар имели мощную артиллерию. Так против кого строили крепость?..

В 1535 г. в присутствии малолетнего великого князя Ивана Васильевича и его матери Елены Глинской были заложены каменные башни китайгородской крепости.

Закладка Китайгородской крепости в 1535 г. На заднем плане изображены малолетний великий князь Иван Васильевич и его мать Елена Глинская (в коронах). Перед ними, скорее всего, стоит Петрок Малой. На нижнем рисунке Петрок Малой (слева с кривым указательным пальцем) руководит закладкой крепости, а справа изображена процессия во главе с митрополитом Московским Даниилом. Миниатюра Лицевого летописного свода.
Закладка Китайгородской крепости в 1535 г. На заднем плане изображены малолетний великий князь Иван Васильевич и его мать Елена Глинская (в коронах). Перед ними, скорее всего, стоит Петрок Малой. На нижнем рисунке Петрок Малой (слева с кривым указательным пальцем) руководит закладкой крепости, а справа изображена процессия во главе с митрополитом Московским Даниилом. Миниатюра Лицевого летописного свода.

Именно здесь впервые упоминается как руководитель строительства Пьетро Франческо Аннибале, получивший на Руси прозвище Петрок Малой. Летописец так говорит об этом: «Даниил митрополит ходил с крестом около рва и молебны пел и место освятил, и по молебне заложил Петрок Малый, новокрещеный фрязин, стрельницу, врата Сретенские на Никольской улице, да другую стрельницу, врата Троицкие, с той же улицы к Пушечному двору, да третий врата Всесвятские на Варварской улице, да четвертые врата Козьма Дамианские на Великой улице».

Обратите внимание, что вместо иноземного слова «башня» в этом тексте используется русское слово «стрельница». Слово «башня» стало активно использоваться в русском языке чуть позже и связано оно с западным влиянием. «Башня» происходит от итальянского «bastia», обозначавшего крепость. Как видим, итальянцы оставили свои следы в фортификации всей Европы, причем не только в виде крепостей, но и слов!

Скорее всего, земляные стены, сохранялись. Нельзя же было оставить московский посад совсем без защиты, да еще и во время боевых действий!

А вот новые башни вписывали в старую линию укреплений. Иначе получается, что в какой-то период в центре Москвы находилось сразу две крепости, располагавшиеся в непосредственной близости друг от друга. Представляете, сколько городского пространства было бы потеряно на годы при таком раскладе?

Первые башни располагались на Никольской, Варварской и Великой улицах (последняя находилась в Зарядье и шла параллельно Москве-реке). Кроме того была заложена башня в районе современного Театрального проезда.

Владимирские (Сретенские, Никольские) ворота с угловой башней - одни из первых башен, заложенных в 1535 г. Открытка начала XX в.
Владимирские (Сретенские, Никольские) ворота с угловой башней - одни из первых башен, заложенных в 1535 г. Открытка начала XX в.

Технологии строительства, равно как и отдельные элементы крепости, во многом повторяли итальянские прототипы, хотя, конечно же, мы не найдем стопроцентных аналогий Китайгородской крепости среди итальянских замков.

Конструкция стен не позволяла сразу переходить с одного участка стены на другой – боевой ход почти всегда заканчивался башней. Для того, чтобы пройти дальше по стене, требовалось либо пройти через башню, либо спуститься вниз и, обойдя башню, подняться наверх по лестнице с другой стороны башни. Столь сложное решение затрудняло захват стены противником и превращало крепость в отдельные боевые секторы, которые могли вести оборону независимо друг от друга.

Всего было построено 14 башен. Их вписали в более чем двухкилометровую крепостную стену. Башни имели разную форму – круглые, полукруглые, квадратные, прямоугольные с открытой с тыла площадкой... Толщина стен башен была не менее 3 м, иногда доходя до 5 м.

Варварские ворота - одна из самых мощных башен крепости. Фото 1920- гг.
Варварские ворота - одна из самых мощных башен крепости. Фото 1920- гг.

Археологические исследования показали, что конструкция фундаментов крепостной стены в разных местах Китай-города была разной. Основой большей части фундаментов являлось свайное поле. В заболоченном Зарядье это поле дополнялось лежневыми конструкциями из массивных бревен (ныне часть такой конструкции можно увидеть в подземном музее парка «Зарядье»). А вот фундамент в районе Никольской улицы (на территории, близкой к выходу на Красную площадь) вообще не имел свай – цокольный камень покоился непосредственно на слое битого белого камня, пролитого известью. Вероятно, это было связано с тем, что почвы в этих местах были сухими.

На участке Новая – Старая площади была обнаружена и еще одна особенность – обычный фундамент здесь был дополнен подземными фундаментными арками, облегчавшими давление стены на грунт. Часть из этих арок до сих пор скрыта под землей. Сама стена имела небольшое расширение в своей нижней части (талус), два декоративных валика.

Общая толщина стены составляла 5-6 метров, хотя строго говоря, эта толщина была во многом фиктивной. Дело в том, что в стене были сделаны казематы («печуры») для стрельбы из ручного оружия. Они значительно уменьшали толщину стены.

Печуры в плане имели форму конуса, сужавшегося к внешней стороне крепостной стены и завершавшегося высокой и узкой амбразурой. Такая форма позволяла увеличить сектор обстрела и обеспечивала перемещение стрелка внутри помещения.

Крепость строилась из кирпича и белого камня (известняка). Из белого камня выкладывалась цокольная часть стены, из кирпича – ее верхняя часть. Точнее, из кирпича выкладывались внешняя и внутренняя стенки крепости. «Ядром» стены был битый белый камень, политый известью. Такая конструкция получила название «римская кладка».

Троицкие (Пушечные) ворота. Фото начала XX в.
Троицкие (Пушечные) ворота. Фото начала XX в.

Для стрельбы и наблюдения за врагом было устроено несколько уровней бойниц. Боевой ход стены был оснащен амбразурами для стрельбы из ручного оружия и пушек. Также на стене размещались машикули (отверстия для стрельбы или сброса предметов вниз). Ни в одном русском кремле, построенном в 1-й половине XVI в., нет машикулей в стенах. Китайгородскую крепость следует считать в этом смысле уникальной.

Большинство башен, как стены, имели бойницы нижнего и среднего боя, боевые площадки наверху, машикули.

Проезды в некоторых воротах были выполнены в виде буквы "Г", что усложняло их захват и прорыв в город – даже если атакующие прорывались через ворота, то они попадали под трехсторонний обстрел обороняющихся на выходе из башни. Кроме непосредственно воротных створок имелась и дополнительная защита в виде герс – железных решеток, по специальным отверстиям внутри башни опускавшимся вниз в случае прорыва противника в башню.

Ярусы в башнях изолировались друг от друга сплошным потолком, доступ на них осуществлялся с разных точек. Так, на верхний ярус башен можно было попасть с боевого хода стены, на средний – через специальные ворота. А если в башне был подземный ярус, то туда вел отдельный ход, заглубленный в земле. Такое решение позволяло в случае захвата противником одного из ярусов башни сохранить ее боеспособность и продолжать оборону на других ярусах.

В некоторых из воротных башен были оборудованы и подземные этажи, снабженные бойницами подошвенного боя. Эти бойницы позволяли вести огонь на уровне земли, уничтожая противника, пытавшегося выйти изо рва.

Все возводилось по изначальному очень продуманному плану – башни сооружались таким образом, чтобы иметь максимально широкий угол обстрела и прикрывать друг друга. В фортификации такое решение называется «фланкирующий огонь».

Через ров были перекинуты мосты. Скорее всего, изначально они были деревянными и в случае нападения могли быстро уничтожаться, не давая противнику проникнуть к воротам крепости.

Подъемные мосты через ров в Китайгородской крепости отсутствовали. Дело в том, что мосты при подъеме закрывали бы бойницы приземистых китайгородских башен.

Космодаминская башня. Фото начала XX в.
Космодаминская башня. Фото начала XX в.

Строительство каменной крепости продолжалось несколько лет. Считается, что крепость закончили строить в 1538 году, однако эта лишь гипотеза. Дело в том, что в 1538 г. Петрок Малый попытался бежать из Московского государства в Ливонию, однако там был арестован и возвращен обратно. Следственное дело, заведенное на мастера в Москве – отдельная тема, которой мы (пока) касаться не будем. Но именно бегство Петрока заставляет исследователей (и, чего уж греха таить – до недавнего времени и меня тоже!) посчитать годом завершения строительства крепости 1538. Сомнительно, чтобы такой большой проект был завершен всего за три года, да еще в условиях периодически вспыхивавших боевых действий на «литовском фронте». Наверное, работы по завершению этого огромного проекта продолжались позже и, возможно уже без участия Петрока Малого…

Чувствую, пора закругляться! Текст получился большой, но, поверьте, он был еще больше – пришлось наступить на горло собственной песне и сильно его порезать.

Но вот вопрос – имеет ли смысл расширить тему? Хотят ли мои уважаемые подписчики «продолжения банкета» – своеобразной экскурсии в прошлое с рассказом обо всех башнях Китай-города? Ну, не обо всех, а о тех, о которых я что-то знаю? Пишите в комментах, нужно ли так напрягаться!

Было интересно? Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии с вопросами – отвечу, если знаю.