Если Вы владелец бизнеса или топ-менеджер, то наверняка Вы сталкивались с вопросом эффективности вложений в строительство новых мощностей.
Меня зовут Алексей Никишин. Более двадцати лет я участвую в инвестиционных проектах разной направленности и масштаба. Одни проекты сменяются другими, меняется команда, пейзаж за окном и законы, меняются способы взаимодействия, меняется моя роль в процессе. Но одно остается неизменным - ход развития событий. Это позволяет мне выделять некоторые закономерности развития ситуации. По сути, любой проект это: "планы", "этапы (реализации)" и "результаты".
Так что же необходимо сделать, чтобы получить желаемую отдачу от капитальных вложений?
Попробуем вместе разобраться в этом вопросе!
1. Точка принятия решения о начале реализации проекта - глава для собственников бизнеса
Конфуцию приписывают фразу "Начало есть половина всего". Это утверждение справедливо для капитальных вложений. Я бы даже сказал, что начало, - это главная половина всего.
"Я так решил и точка!" - это одно из возможных объяснений начала инвестиционной деятельности. Если этому заявлению не предшествовали муки творчества, тонны бумаг, написанных "в стол", то может быть, Вы подписали приговор для Вашего бизнеса. Не больше и не меньше. Ведь, взять свои слова назад для многих из нас неприемлемо. Это репутационные риски.
Даже, если Вы единоличный владелец бизнеса, спросите людей, которые у Вас работают, что они думают о Вашей идее, до того, как вы озвучите свое решение. Дайте поручения экономисту и производственнику, строителю и генеральному директору завода, вовлекайте рядовых сотрудников в обсуждение, выслушивайте их точку зрения.
Во-первых, Вы получите новую информацию (о ее качестве мы поговорим в дальнейшем), взгляд на ситуацию с другой стороны. Это новая пища для раздумий.
Во-вторых, Вы получите возражения, раскрывающие новые для Вас обстоятельства. Это более полно опишет Вам исходную ситуацию.
В-третьих, Ваши подчиненные заинтересованы в дальнейшем функционировании бизнеса не меньше Вас. Они связывают свое благосостояние с работой на Вашем предприятии. Вовлекая их на ранней стадии обсуждения, Вы делаете их своими соратниками и единомышленниками. Обратите внимание, это очень важный момент! Необходимо, чтобы Ваша идея проросла в сознании Ваших подчиненных и воспринималась ими как их собственная. Тогда Ваше управляющее воздействие будет минимальным.
Как же должна "выглядеть" инвестиционная идея на этапе принятия решения?
Суть в том, что в начале Вы должны были четко себе представить, что должно быть на финише, за красной ленточкой. Многие думают, что запуск производства, это и есть финиш. Должен Вас огорчить! Это середина пути. Открывая новый цех, Вы сделали только половину того, что решили в начале пути: Вы потратили свои средства. Теперь Вы должны получить свои деньги обратно, с процентами.
Поэтому, конечный пункт Ваших расчетов - получение прибыли. Если Вы ошиблись в прогнозе рынка сбыта или в оценке инвестиционных затрат, то прибыли может не быть. Могут быть убытки. Это Ваш риск. Размер Вашего риска можно оценить не только в денежных средствах, которые вы вкладываете в проект. Это и время, которое могло быть использовано на разработку новых продуктов, освоение новых рынков, борьбу с конкуренцией и т.д. Это и отношения с клиентами, которые могут быть под угрозой, если Вы затеяли реконструкцию в действующем производстве. Это все, что Вы могли бы провернуть, имея в обороте те средства, которые потрачены на строительство. Почему Вы уверены, что строительство завершится, скажем, через год? Какие у Вас есть расчеты времени строительства? Кто Вам это сказал? Да, можно уволить того, кто ввел Вас в заблуждение, но время и деньги не вернет Вам никто.
А время, - это деньги! Закупили сырье к сезону, а завод не поехал - Вы банкрот. И тут уже не важно, что конкретно Вам не удалось, - смонтировать вовремя оборудование или получить необходимую бумагу. Game over.
Или, например, Вы думали, что закупать компоненты за границей выгоднее, чем готовую продукцию. А оказалось, что в процессе производства 10% дорогостоящего сырья превращается в простую воду. И, вместе с водой, Вы выливаете всю свою прибыль... и это еще не всё! За утилизацию стоков Вам придется заплатить! Ведь это отходы химического производства...
Как Вам такой вариант. Сюрприз? Да.
Это все я говорю, чтобы Вы осознали: мелочей не бывает!
Что Вы чувствуете, расставаясь с мечтой? Я чувствую пустоту, которую надо заполнить новым смыслом. Так же и с проектами.
2. Несколько критериев оценки инвестиционных проектов - глава для генеральных директоров
Итак, первый этап жизненного цикла любого проекта, это защита перед инвесторами.
Чтобы понять, насколько велики шансы защитить тот или иной проект, я предлагаю Вам простую методику оценки. Результаты оценки проектов Вашего инвестиционного портфеля помогут Вам понять, какие проекты необходимо просчитать наиболее точно и скурпулёзно, а какие можно просто освежить. Ведь времени на все всегда недостаточно.
У каждого проекта (идеи) есть свой автор или покровитель и свои приверженцы. Чем выше статус автора (покровителя), тем больше приверженцев у этой идеи. Вы были наемным работником? Вы часто шли против своего начальника? Если Вы так поступали, то знаете, во что это может вылиться.
То есть, во-первых, мы можем ранжировать проекты по статусу автора = количеству приверженцев.
Как еще можно классифицировать проекты? По времени существования, безусловно. В крупных организациях обычно имеется обширный перечень инвестиционных идей, которые обсуждаются традиционно из года в год. То денег нет, то время неподходящее, то еще что-нибудь мешает принять эти мероприятия к реализации. Наверное, они просто недостаточно эффективны, или их эффективность так и не смогли доказать.
Нельзя сказать, что с ними не надо больше работать. Я бы сказал, что их нельзя больше показывать в том виде, в котором они были представлены руководству ранее. В лучшем случае, Вы услышите от шефа что-то вроде: "...ну да, помню, это очень интересно, давайте следующее...".
С другой стороны, эти старые и знакомые всем темы придают вес докладу. Вот, дескать, сколько мы работаем над развитием предприятия, смотри, хозяин, как мы уморились все это считать.
Если Вы новый человек на предприятии, советую Вам очень внимательно изучить весь список традиционных мероприятий, выяснить, кто что лоббирует, где чья идея и т.д., чтобы лучше понять конъюнктуру и политический контекст. Некоторые мероприятия, также, могут иметь влиятельных противников. Вы же не хотите нечаянно нажить себе врагов?
Допустим, Вы нашли в старой инвестиционной программе еще живую идею. Все влиятельные лица "за", но проект никак не идет в реализацию, потому, что тема глубокая, доклад длинный, вопросов возникает очень много, и всегда откладывают решение. Что делать? Попробуйте защиту в формате лифт-теста! Сможете на одной странице презентации объяснить всем в течение трех минут, о чем идет речь? У меня получилось, и Вы сможете!
Это уже третий критерий для оценки проектов - ясность изложения.
Четвертый, критерий, безусловно важный при принятии решения, это капиталоемкость и масштаб. Приоритет всегда у самого мелкого проекта. Цена ошибки-то меньше, поэтому решения принимаются проще. И бюджет выделить проще, и отчитаться быстрее.
Критерий номер пять - период возврата денежных средств. Как видите, мы еще не рассматривали такой важный критерий, как срок окупаемости. Объясню, почему. Потому, что он просто должен быть. И для каждой отрасли он разный. Но у нас в России последнее время подход довольно простой. Мероприятия со сроком окупаемости 6 лет и более крайне негативно воспринимаются инвесторами. Это из-за сокращения горизонта планирования.
Шестой пункт классификации - это обязательная программа. Имеется в виду то, что мы вынуждены делать, выполняя предписания надзорных органов, законодательства и т.п. Здесь речь идет только о соотношении цена-качество. Ну, и надо обосновать неизбежность решения данного вопроса. Оценка качественная, типа "да/нет"
Подведем итоги. Всего мы насчитали 6 критериев оценки проектов. Методика оценки приведена в скобках.
1. Статус автора, покровителя (5= собственник, 1= инициатива снизу)
2. Возраст проекта (5=самый новый, 1=самый старый)
3. Ясность изложения (5=ясно, 1=долго и нудно)
4. Масштаб (5=микро, 1= макро)
5. Срок окупаемости (5=от 1 до 2 лет, 1= 6 лет и более)
6. Обязательность исполнения (Да=обязательно, Нет=можно отложить)
Хотите заглянуть в будущее? Оцените каждый свой проект по этим критериям, использую пятибалльную шкалу, если на 6 пункт Вы ответили "Нет".
Проекты с максимальным количеством баллов будут приняты к реализации с большей степенью вероятности. Приоритет имеют обязательные мероприятия.
Теперь Вы видите реальные шансы каждого проекта на успех и можете уделить больше времени на проработку проектов-фаворитов.
P.S.
Хочется еще добавить немного красок. Не каждый проект должен быть реализован. Есть портфель проектов, которые я похоронил совершенно сознательно. Просто, я не хочу никого вводить в заблуждение. И если я не вижу прибыли в проекте, то лучше я буду работать в другом месте уже завтра, а не через два-три года, когда это станет ясно всем. Мне нужны успешные проекты в портфолио. Есть люди, которые рассуждают иначе: "Скажу то, что хотят услышать, - продержусь до конца проекта, ведь платят нормально и возможности огромные." Бойтесь этих людей. Они тянут Вас в пропасть.
Спасибо за внимание всем, кто прочел статью.
Это первая статья цикла об инвестициях. У меня есть определенный план по содержанию будущих публикаций, но я готов всегда его изменить, чтобы ответить на Ваши вопросы.
Буду рад узнать Ваше мнение и ответить на Ваши вопросы.
И еще раз, спасибо за внимание!