Рахмонберди Мадазимов (узб. Мадазимов Раҳмонберди Муҳаммадаъзим аълам ўғли) (1875, город Ош, Ошский уезд, Ферганская область - 1933, город Узген, Киргизская АССР, РСФСР, СССР) — основатель и организатор театрального движения в Центральной Азии и Киргизстане [1], основатель, первый директор, художественный руководитель и главный режиссёр старейшего профессионального театра в Центральной Азии Ошского Государственного академического узбекского музыкально-драматического театра имени Бобура, писатель, музыкант[2], внёс большой вклад в развитие культуры и искусства Центральной Азии и Кыргызстана. Был избран депутатом Ошского областного, Ошского городского и Кара-Суйского районного Советов[3].
Содержание
- 6. Примечания
- 7. Ссылки
Биография
Мирзо Рахмонберди хаджи сын Мухаммадазима аълама (Мадазимов) родился в 1875 году в городе Ош. Он, как и его отец Мухаммадазим, был авторитетным муллой, совершившим паломничество Мекку, он молитвами лечил даже безнадёжных тяжелобольных, был знаменитым богословом, проповедником ислама,. В то время было крайне мало людей знавших грамоту, Рахмонберди Мадазимов и его дети принадлежали к той малой части. Рахмонберди Мадазимов учился в русско-туземной школы города Ош. Рахмонберди хаджи Мадазимов был писателем, в 1914—1915 годах в типографии при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края в городе Ташкенте были изданы его две книги «Ўшнинг тавсифи» («Характеристика Оша»), "Исмлар имлоси"[uz](«Словарь имён»).
В 1914 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с учителем русско-туземной школы города Ош Балтыходжой Султановым[7] был основан театральный кружок.
В 1918 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с другими просвещёнными деятелями и учителями Ошского уезда Бекназаром Назаровым, Иброхимом Мусабоевым, Журахоном Зайнобиддиновым, Назирхоном Камоловым, Абдурашидом Эшонхоновым, А. Саидовым впервые в Кыргызстане был основан самодеятельный театральный кружок на базе концертной бригады при Реввоенсовете Туркестанского фронта из местных мусульманских актёров. Первый директор, художественный руководитель и режиссёр театральной труппы Рахмонберди Мадазимов был первым основателем и организатором театрального движения в Кыргызстане[8][9]. В 1919 году кружок сформировался в драматическую труппу. В дальнейшем к труппе присоединились артисты Абдукодир Исхоков, Исроилжон Исмоилов, Жалил Собитов. Эта труппа послужила не только развитию театрального искусства, но и развитию профессионального музыкального искусства на юге Киргизии. Так как в репертуаре труппы, кроме театральных постановок ставились многочисленные концертные программы, также осуществлялась обработка народных мелодий для музыкального сопровождения спектаклей, что стало особым этапом на пути становления музыкантов-профессионалов. В дальнейшем эта труппа стала основой для создания Ошского Государственного академического узбекского музыкально-драматического театра имени Бабура. Узбекский академический музыкально-драматический театр в городе Ош является вторым старейшим профессиональным театром в Центральной Азии, после Узбекского национального академического драматического театра имени Хамзы в городе Ташкент (основанного в 1913-27 февраля 1914 годах)[10].
Директор, художественный руководитель и главный режиссёр театра Рахмонберди Мадазимов в составе театра побывал во всех районах Ошского уезда, где ставил спектакли.[11]
Поставленная Мадазимовым на сцене драматической труппы пьеса Маннона Уйгура «Лекарь из Туркестана» в своё время вызвало резкое недовольство реакционных деятелей. Так как в то время в составе труппы не было женщин актрис, то роль женщин великолепно исполнял Журахон Зайнобиддинов. Во время Гражданской войны прилегающие к Ошу районы превратились в поле боёв. По предложению начальника милиции города Ош Балтыходжа Султанова труппа стала участником этого фронта и агитатором партии большевиков. Труппа ставила спектакли и концерты в сёлах Ошского уезда, на базарах, площадях и других местах, где собиралось много народу, показывала недобрые намерения басмачей. Просвещённые революционные деятели Балтыходжа Султанов и Фазылбек Касымбеков помогали встать на ноги молодому коллективу театральной труппы[12]. Свёкор Б. Султанова первый основатель, директор и художественный руководитель Ошского узбекского театра Рахмонберди Мадазимов рассказывал: курбаши Мадаминбек разбойничал около Андижана, нападал на жителей. Начальник милиции города Ош и начальник ЧК Ошского уезда Балтыходжа Султанов и Ошский гарнизон хотели помочь с обеспечением оружия Андижанскому военному гарнизону. Но как доставить туда оружие? Эту проблему решили артисты театра. Украсили карету, разложили оружие, сверху положили одеяла и тушаки. Артист Рахмонберди Мадазимов наложил грим и стал большим «ишаном» - религиозным проповедником. Ещё два актёра стали его «муридами» - учениками. Поставили около себя священную книгу Коран, читая его пустились в путь. Когда карета подъехала к Ходжаабаду послышалась стрельба. Десятки басмачей окружили карету. Тогда извозчик сделал рукой знак «тихо» басмачам и приоткрыл занавеску. Басмачи увидели «ишана» и его «учеников» поклонились. Потом с почестями довезли их до Андижана. Для обеспечения оружием такие «постановки» труппы повторялись неоднократно.
В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров, в 1929 году театр начал свою деятельность на профессиональной основе и начиная с этого времени Мадазимов начал ставить на сцене большие пьесы, которые отражали злободневные вопросы того времени. Постановка на сцене музыкальной драмы Камила Яшина и Музаффара Мухамедова «Гулсара» стало большим событием. В 1929-1931 годы в театре Мадазимовым были поставлены пьесы К.Яшина «Лолахон», «Ажи-ажи». Эти произведения сыграли большую роль в раскрытии чёрных замыслов идейных противников. Спектакль «Лолахон» много раз ставился для трудящихся Оша, Аравана, Узгена, Кара-Суу, Нооката, Ходжаабада. Реакционные элементы организовали ряд нападений в отношении театральных работников. Были подготовлены наёмники, которые должны были поймать и выколоть глаза Рахмонберди Мадазимову, Розияхон Муминовой, Тожихон Хасановой, Уринбою Рахмонову. Для безопасности артистов к ним были приставлены вооружённые охранники.
Несмотря на организационные трудности, театр расширял свой репертуар за счёт новых, идейных и высокохудожественных произведений. В этом театру оказывали большую практическую помощь народный артист СССР Рахим Пирмухамедов, народные артисты Узбекистана Хикмат Латипов (1932-1933 годы) и Кудрат Ходжаев. На сцене Ошского театра Р. Мадазимовым были поставлены пьесы «Два коммуниста», «Друзья», «Алишер Навои» и другие произведения.
Заслуги Рахмонберди Мадазимова как организатора и основателя театрального движения в Кыргызстане и первого основателя и организаторатеатральной труппы написаны на странице 110 Энциклопедии Ошской области изданная Академией наук Киргизской ССР в 1987 году, в этой же Энциклопедии на стр.110 размещена фотография его сына Журахона Рахмонова. В 5 томе Национальной Энциклопедии «Кыргызстан» изданного Центром Государственного языка и энциклопедии, Бишкек 2014 году, в Национальной энциклопедии Узбекистана, «Во имя процветания Кыргызстана» Энциклопедическом издании о выдающихся узбеках Кыргызстана и в книге Абдугани Абдугафуров «Ошский академический театр» изданная в 1980 и 2010 годах посвящённые юбилею Ошского узбекского драматического театра имени Бабура отражены заслуги Рахмонберди Мадазимова в организации и деятельности Ошского театра[13]. Рахмонберди Мадазимов входит в число известных узбеков Киргизии, внёсших большой вклад в развитие страны[14].
На заре становления новой государственности — в формировании Кара-Кыргызской автономной области активную роль сыграли Рахмонберди Мадазимов, Балтыходжа Султанов, Насрулло Султанов, Журахон Зайнобиддинов, Санжар Касымбеков, Иномжон Саидий, Журахон Шамсуддинов.[15]
Двое сыновей Рахмонберди Мадазимова достойно продолжили дело своего отца служению искусству и культуры много лет работали на сцене театра имени Бабура города Ош. Уринбой и Журахон Рахмоновы были одними из основателей музыкально-драматического театра имени Бобура города Ош и внесли большой вклад в развитие искусства и культурыКиргизии, воспитали много молодых актёров. Их большой вклад и труд были высоко оценены руководством Киргизской ССР и они были награждены орденами, многочисленными медалями и почётными грамотами.
Работа в театре
Кроме того, он участвовал в многочисленных концертных программах.
Основатель, первый директор, художественный руководитель и главный режиссёр Ошского узбекского драматического театра Рахмонберди хаджи Мадазимов в связи с выездом в город Узген в 1932 году ушёл из театра, где женился на Шарофатхон (уроженке города Узген) матери Мухтара Султанова и умер в конце мая 1933 года в городе Узгене. Был похоронен на кладбище "Етти Султон" города Узген.
Рахмонберди Мадазимов был избран депутатом Ошского областного, Ошского городского и Кара-Суйского районного Советов.
Семья
Отец — Ибни Мухаммадаъзим аълам (умер в 1876 году), религиозный деятель. Мать — Биби Солиха (1850—1922), уроженка города Уратепа. Супруга — Бибихон (1884—1922), уроженка города Уратепа. Дети — Назокатхон (1902—1934), Хожинисо (1907—1932), Уринбой (1910—1980), Назирхон (1912—1917), Журахон (1917—1977). Второй супругой была Шарофатхон (уроженка города Узген) мать Мухтара Султанова.
Внук: Азизулло Иззатуллаев
Родственниками Рахмонберди Мадазимова являются: поэт Ходжаназар Хувайдо, академик Хабиб Абдуллаев (Его мать Ибодатхон вышла вторым браком за Хошима Мадазимова (родственника Рахмонберди Мадазимова) в 1924 году, после смерти мужа Абдуллы. Он был амином в Араване. Хабиб Абдуллаев жил у Мадазимовых несколько лет. На улице Алебастрова города Ош родилась его сводная сестра Иноятхон). В дальнейшем Хабиб Абдуллаев несколько раз приезжал к ним в гости со своей дочерью Раъно (секретарь по идеологии ЦК КП Узбекистана) и сыном Пулатом (Чрезвычайный и полномочный посол СССР и РФ).
Племянники: Анвар Касымов, певец Мухаммадкарим Соипов.
Родственники со стороны свёкров: Султан и Кудрат Таирбаевы[16][17], Балтыходжа Султанов, Иззат Султан, Мухтар Султанов, Мамадали Курбанов, Махмуд Косимов, Алишер Отабоев, Кодир Рахматович Парпиев, Зироатхон (Ойхон) Хошимова, Эркин Комилов, экс-председатель ОАО “Узвторцветмет” Мурод Зайнобиддинович Салохиддинов, председатель Ошского горисполкома Ахмаджон Давидов.
Написанные книги
- "Ўшнинг тавсифи" (Характеристика Оша) / Рахмонберди Мадазимов. — Ташкент: Типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, 1914. (узб.)
- "Исмлар имлоси" (Словарь имён) / Рахмонберди Мадазимов. — Ташкент: Типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, 1915. (узб.)
Литература
- Энциклопедия Ошской области, Раздел "Театральная жизнь" / гл. ред. Орузбаева Б.О. Академия Наук Киргизской ССР. — Фрунзе (Бишкек): Глав. ред. Киргизской сов. энциклопедии, 1987. — С. 110. — 445 с. ББК 92я2 (рус.)
- Национальная энциклопедия Узбекистана / Государственное научное издательство "Ўзбекистон миллий энциклопедияси" Академии наук Республики Узбекистан. — Ташкент: Государственное научное издательство "Ўзбекистон миллий энциклопедияси", 2000—2006. — С. 219, буква "Ў". Архивная копия от 12 июля 2018 на Wayback Machine (узб.)
- Национальная энциклопедия «Кыргызстан», 5 том / гл. ред. Асанов Ү.А. Центр Государственного языка и энциклопедии Национальной академии наук Киргизской Республики. — Бишкек: Центр Государственного языка и энциклопедии, 2014. — С. 763. — ISBN 978-9967-14-111-7. (кирг.)
- "Ошский узбекский музыкальный драматический театр" / А. Абдугафуров. — Фрунзе: Кыргызстан, 1980. — С. 5. — 59 с. 21 см, ББК 85.4. (узб.), (рус.) и (кирг.)
- «Видные сыновья Оша» / А. Абдугафуров. — Ош: "Ошская областная типография", 2000. — 176 с. (рус.) и (узб.)
- "Во имя процветания Кыргызстана" Энциклопедическое издание о выдающихся узбеках Кыргызстана / Под рук. Жураева Б.Ж. (Абдугафуров А., Рахманов Д.Д. и др.). — Ош: "Ризван", 2017. — С. 27—30. — 336 с. — ISBN 978-9967-18-344-5. УДК 351/354. ББК 66,3(2Ки). (узб.), (рус.) и (кирг.)