Женщины-воины были у многих народов. Когда мужчинам не хватало сил , чтобы победить врагов - в бой вместе с ними шли женщины. Но, это критический случай. Так могли поступать женщины любого племени и народа. Но, был народ, где воинами становились почти все женщины и не только в военное, но и в мирное время. Древние греки называли таких женщин амазонками.
У славян во времена средневековья было племя, женщины которого в массовом порядке становились профессиональными воинами и создавали отряды, состоявшие из одних только женщин. Причем в настолько массовом, что воинами становились чуть ли не все женщины племени. Это племя называлось полянами, а женщины этого племени называли поляницами. Есть ли связь между амазонками и поляницами?
Греческие историки сообщают о связи народов, проживавших в Северном Причерноморье с народами, проживавшими в Малой Азии. По сообщению Геродота в тесной связи находились жители областей, располагавшихся в бассейнах рек Северский Донец и Дон с амазонками, обитавшими в Малой Азии. Незадолго до Троянской войны амазонки совершили поход в Грецию в отместку за нападение греческих пиратов во главе с Гераклом и Тесеем на их страну. Войско амазонок и их союзников-скифов осадило город Фивы, где правил Тесей. Трудно сказать: сколько времени продолжалась осада, но скифам она надоела и они покинули своих союзников.
После их ухода в войске амазонок начался разлад. По всей вероятности, женщины за время осады уже привыкли к тому, что мужчины находятся рядом и с ними гораздо комфортнее, чем без них. Пришлось снять осаду с города и возвращаться назад. Путь лежал через Крым. Но зима была тёплой и амазонки не смогли переправиться на другой берег Керченского пролива. Местным жителям надоело содержать иностранное войско и они попросили их уйти. Амазонки ушли на Танаис, по всей вероятности к скифам, которые были их союзниками, где обосновались надолго, почти до конца Троянской войны. Танаисом Геродот считал реку Северский Денец. По его мнению, она текла с севера на юг.
Но, это переселение амазонок было не единственным случаем перемены места жительства. Тот же Геродот сообщил о втором случае переселения. Это переселение тоже было спровоцировано греками, которые в одном из походов захватили множество молодых девушек-амазонок и, загрузив их в три корабля, отправились домой. По пути девушки расковались и перебили греков. Но, управлять кораблями они не умели. Ветром корабли прибило к берегу, где они и сошли на землю и стали бродить по окрестностям и разбойничать. Скифы, проживавшие здесь решили их не убивать, а использовать. Они направили к ним своих юношей. Вскоре амазонки стали их женами. Но, вновь появившиеся семьи захотели жить отдельно. Они ушли за Танаис и стали прародителями многочисленных племен сарматов. Геродот описал и маршрут движения этого отряда скифов и амазонок. Они перешли Танаис, три дня шли на восток и три дня на север, т.е. вначале маршрут их был перпендикулярен руслу реки Северский Донец, а затем параллелен. Куда они пришли - хорошо видно на схеме.
Из сообщений Геродота понятно, что контакты амазонок и скифов, обитавших возле рек Северский Денец и Дон не были единичными. А то, что амазонки пришли на помощь осажденной Трое, свидетельство того, что они общались с теми амазонками, которые остались на Родине.
В V веке по сообщению византийского историка Псевдо-Захарии в Северном Причерноморье, западнее русов обитали амазонки, которым он дает ту же характеристику, что и древнегреческие авторы. Приводить эту характеристику - нет смысла, она общеизвестна. Но, на одну деталь этой характеристики по каким-то причинам большинство писателей не обращает внимания. Амазонки - это не только воины. В своем государстве они были еще и правителями, судьями, жрецами и торговцами. У греков этими видами деятельности занимались преимущественно мужчины. Но, какие амазонки обитали в Северном Причерноморье? И как их называли другие народы?
Из русских былин известно, что в русским богатырям частенько приходилось сражаться с женщинами-воинами, которых они называли поляницами. Поляницы обитали на левом берегу реки Днепр, примерно в том месте, где позднее будут обитать северяне . Здесь их нашли остготы, перемещение которых из Прибалтики в Причерноморье описал римский историк Иордан, Он записал, что остготы после переправы через большую реку ( историки считают, что переправа была в районе расположения современного города Киев) напали на на племя спалов и победили их. Племя спалов большинством историков идентифицируется как племя полян. Слово спалы не чуждо русскому народу: от него произошло современное слово исполин, в значении великан. Великаншами изображают поляниц и русские былины. Из сообщения Иордана следует, что поляне в это время обитали только на левом берегу Днепра. Иначе бы война спалов с готами началась бы еще в то время, когда последние еще готовились к переправе.
Иордан сообщил также, что племя спалов называлось раньше спорадами. Он считал, что это слово произошло от греческого слова споры, что означает рассеянные. По его мнению "споры" были рассеяны по большой территории, поэтому их так называли. В отличие от него историки немного знавшие иранский язык, считают, что слова "споры" и "спорады" происходят не от греческого слова спораден, а от иранского слова "спар", что означает "плуг". По этой причине они переводят название племени спалы, как плугари или пахари. Название существовало со скифских времен и сохранилось за теми племенами, которые остались на своих местах после ухода скифов.
Но, нет ли противоречия в обобщении амазонок с поляницами? Амазонки поселились в степи. Их мужьями стали скифы, которые были кочевниками. Потомками скифов и амазонок считаются сарматы, которые были кочевниками. Противоречие исчезает, если допустить, что земли амазонок, оказавшись вблизи от земледельческих племен подверглись ползучей экспансии (Об экспансии я писал в статье Праславяне. Земледельческие племена.). Споры уже во времена нападения готов были земледельцами.
Поляницы - это женщины племени полян. Не все они занимались военным ремеслом. В одной из былин рассказывается, что у ляховинского короля было две дочери. Одна из них была обыкновенной девушкой - вышивала, пряла, занималась домашними делами. Другая была воином. Её называли злой поляницей. Это и понятно. Женщина, которая ездит на коне по степи в поисках мужчин, которым отрубает головы, доброй никому не покажется.
С кем сражались поляницы? Может показаться странным, но врагами их были русские богатыри, киевские князья и казаки. Из былин об Илье Муромце известно, что поляницы бились с ним. Добрыня Никитич женился на полянице после того, как победил её в бою. Во времена былинного царя Калина одни поляницы сражаются на его стороне против войска киевского князя Владимира и русских богатырей, другие за праздничным столом пируют с его врагами, т.е. с князем Владимиром и его дружиной. Из записок византийского посла Калокира известно, что внутреннюю службу во дворце князя Святослава несли женщины-воины, и эта стража считалась самой надежной. Многие женщины-поляницы пошли вместе с войском Святослава в поход на Болгарию. В этом походе они сражались с врагами бок о бок со своими братьями и мужьями. Трагичной была участь детей, рожденных поляницами в случае гибели их матерей. По сообщению византийского историка Льва Диакона этих детей воины бросали в реку. Один из таких эпизодов отражен на картине Г.Семирадского "Тризна дружинников Святослава ..." .
Время, когда поляне начали осваивать правый берег Днепра - не известно, но во времена князя Кия (V век) они уже обитали в районе Киева. В первой половине VIII века левобережные поляне были вытеснены на правый берег Днепра гуннским племенем савиры, которые были изгнаны с Северного Кавказа арабскими войсками, совершившими поход в их земли в 724 году. Северяне начали заселять эти места после изгнания савиров хазарами, что произошло примерно в 820 году.
Во времена князя Кия рядом с полянами обитали другие славянские племена. Вождями двух из них были Щек (Чех) и Хорив. Через некоторое время эти два племени переместились на Запад. Племя Щека (Чеха) переместилось в районы современной Чехии. Чех вскоре после перемещения умер. Произошло это, по сведениям чешских историков в 661 году. Сыновей у него не было. Власть унаследовала его дочь Либуша. Судя по тому, как развивались события дальше она была потомком какой-то амазонки. Долгое время она управляла своим народом единолично. В суде, в войске у неё были только женщины. Лишь после угрозы восстания мужчин Либуша выбрала себе мужа из простонародья. Но, знатные люди признали даже такого правителя. По всей вероятности, они были готовы признать кого угодно, лишь бы это был мужчина. Бабы достали!
Однако, восстание все же состоялось. Только подняли его не мужчины, а женщины, не довольные утратой власти. Они построили замок Девин и начали борьбу против власти мужчин и мужчин вообще. Но, времена были уже не те.
Чешские историки Космас, Пршибик и др. записали, что мужчинам не понадобилось много сил и энергии, чтобы захватить его. Но это не очень согласуется со временем. Девин был построен не в единственном числе. В Чехии населенных пунктов с таким названием довольно много. Последний Девин был захвачен мужчинами в 743 году.
Чешские историки записали предания предков на 700 лет раньше, чем русские. Поэтому у них сведения о женщинах-воинах имеют такие подробности, которых нет у русских. Да и женщины у них не только воины, но еще и управленцы, судьи и т.д.