В первой части я рассказала о трех приметах, связанных с домом, бытом. А сейчас хочется поговорить о приметах связанных с едой.
"В начале и конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью". Хлеб-соль - это не только символ гостеприимства, но и оберег. Соль - защищает от нечистой силы и полезно съесть её с другим священным продуктом - хлебом. "Хлеб да соль" - традиционное пожелание добра и достатка. И снова практика: сможешь перед обедом съесть хлеб с солью - значит, действительно, голоден. А если и и после обеда можешь - значит, не переел. И это хорошо (как говорят диетологи).
"Не пей нападкой, не то черт подтолкнет лопаткой". Нападкой - то есть лежа или став на колени пить прямо из водоема (река, ручей, озеро). В основе лежит мистический запрет пить воду из водоема как бы кланяясь водяному или другой нечисти. Еще ярче просматривается бытовой смысл: пить, наклонившись к воде, значит подвергать себя опасности утонуть. На основе этого поверья созданы сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке, мужике и черте и др.
"Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами будут". В старину животные сами добывали себе пищу и ели её скрываясь от постороннего взгляда. В отличие от животных человек питается открыто: ему незачем было таиться, свой хлеб он заработал сам. Если же кто-то ест в темноте, значит он скрывается. Почему? Может он - вор и украл еду? Тогда и дети его могут быть ворами, по пословице яблоко от яблоньки. Здесь уместна притча об отце, который послал сына украсть барана. Сын не стал красть, а купил барана, при этом отцу ничего не сказал. Они ели барана целый месяц. Сын поздоровел, а отец оставался таким же худым. И всё потому, что один был спокоен, а второй постоянно боялся, что кража раскроется и еда не шла ему в прок - "Как ни мудри, а совести не перемудришь" (В.Даль)
"Дай, Джим, на счастье лапу мне" (С. Есенин "Собаке Качалова").
В третьей части речь пойдет о приметах, связанных с животными.