Коллаж - это всегда нечто вторичное, переработанное. Но иногда художники делают намеренный акцент на «мусорности» коллажа. Одним из известных и первых «мусорщиков» в истории коллажа был немецкий художник и писатель Курт Швиттерс (1887 - 1948). Он пошел дорогой сюрреалистов и дадаистов, хотя и довольно сильно отличался от последних миролюбивым нравом и нежеланием напрочь отказываться от «старья» классического искусства. С подачи Швиттерса в изобразительном искусстве возникло новое слово - «merzbild» от слова «коммерция». То есть, дословно, построение из коммерции. «Мерц» - это название для коллажей из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и прочего хлама, который Швиттерс находил на улицах. В общем, «Мерц» - это уравниловка всех материалов – от краски и до бетона. Да хоть реактивные двигатели используйте при написании картин! Что, кстати, в конце 20 века и сделала художница Таринан фон Анхальт. Но чем же был так уникален Швиттерс? Он показал, что главное в искусстве