Найти в Дзене
Историк Андрей

Почему нельзя было спасти армии Юго-Западного фронта под Киевом в 1941 году?

Оглавление

Немецкие танки на марше. 1941 год.
Немецкие танки на марше. 1941 год.

Продолжение серии статей, посвященных 75-летию нашей победы, начатой статьями "Как кавалеристы разбили танковую дивизию" и "Великая отечественная война. Неизвестные герои 1941 года".

15 сентября 1941 года произошла величайшая трагедия в истории Красной Армии. Восточнее Киева, в районе Лохвицы, в тылу нашего юго-западного фронта соединились подвижные подразделения 1-ой и 2-ой танковых групп фашистского вермахта. В окружении оказались несколько советских армий, более 600 тысяч солдат и офицеров...

Так называемый "смоленский балкон", образовавшийся по окончании Смоленского сражения к началу августа 1941, года давал немцам много преимуществ.

На смоленском направлении в августе 1941 года было предпринято несколько наших неудачных наступлений, практически не изменивших здесь положение линии фронта.

В перовую очередь, это был удобный рубеж для броска к Москве. И с этой возможностью нашему командованию приходилось считаться в первую очередь. Для парирования этой угрозы позади армий Западного фронта (командующий маршал С.К. Тимошенко), державших оборону на линии фронта восточнее Смоленска, из вновь сформированных во внутренних военных округах армий был создан Резервный фронт, который позднее возглавил маршал Г.К. Жуков.

Положение советских и германских армий на 25 августа 1941 года
Положение советских и германских армий на 25 августа 1941 года

Второе преимущество заключалось в том, что их армиям открывался простор для нанесения удара и в других направлениях. После продвижения немцев восточнее Припятьской низменности становились возможными совместных операции сразу двух групп армий: "Центр" (фон Бок) и "Юг" (фон Рунштедт) на левобережной Украине.

Возможность немецкого удара здесь, которую якобы "зевнула" наша Ставка Верховного главнокомандования, был очевиден любому, хоть немного развирабющемуся в военной тактике. Этот удар напрашивался сам собой.

На известном совещании в Ставке в конце июля состоялся знаменитый диалог между Сталиным и Жуковым, довольно правдиво изображенный нашими кинематографистами в фильме Ю. Озерова "Битва за Москву".

Сталин: Что вы предлагаете? Жуков: Я предлагаю немедленно отвести армии нашего Юго-Западного фронта за Днепр... Сталин: А Киев? Жуков: Киев придется оставить...

Все эти события обычно представляются в следующем ключе: недалекий Сталин настоял на продолжении обороны Юго-Западным фронтом Киевского укрепрайона (УРа), обрекая полмиллиона наших бойцов на гибель в окружении; умный и прозорливый Жуков предлагал эффективный план спасения фронта от катастрофы, ценой оставления Киева; за это недалекий Сталин снял Жукова с должности начальника штаба Красной армии, назначив на его место Б.М. Шапошникова.

И.В. Сталин и Б.М. Шапошников
И.В. Сталин и Б.М. Шапошников

На самом деле на том памятном совещании Жуков предлагал оставить Киев и Киевский УР на правом берегу Днепра только для того, чтобы высвободить несколько дивизий, которые он планировал направить на усиление уязвимого стыка между Юго-Западным и Брянским фронтами. Об отводе армий Юго-западного фронта на восток речь даже не шла.

Беда заключалась в том, что к этому времени в распоряжении Ставке уже не было крупных подвижных соединений. В ходе сражений июня-июля 1941 года немцами были уничтожены все танковые и моторизованные дивизии Красной армии, входившие в состав довоенных механизированных корпусов.

Отражать танковые дивизии вермахта после возможного прорыва нашей обороны в августе-октябре было нечем.

Стрелковые дивизии, находившиеся в распоряжении Ставки для этого не годились просто в силу большой разницы в подвижности между ними и танковыми и моторизованными частями немцев. В случае фронтального столкновения немецкие моторизованные части могли легко обойти их с флангов.

Предугадать, где немцы организуют очередной прорыв фронта было невозможно. Механизированные соединения немцев могли перебрасываться с одного участка фронта на другой за несколько дней. Разведка не успевала фиксировать эти перемещения. По сути, с начала августа немцы могли наступать где угодно.

Командующий Юго-Западным фронтом, генерал-полковник М.П. Кирпонос (1892-1941 гг.)
Командующий Юго-Западным фронтом, генерал-полковник М.П. Кирпонос (1892-1941 гг.)

Вероятно, все же, что возможность проведение немцами операции по такому широкому охвату наших армий Юго-западного фронта путем введения в бой 1-й танковой группы немцев южнее Киева, нашим командованием учитывалась недостаточно.

Позже многие генералы вермахта в своих воспоминаниях обвиняли Гитлера в отступлении от "плана Барбаросса"и в потере времени , когда тот приказал в августе 2-ой армии и 2-ой танковой группе наступать со "смоленского балкона" не на восток, в направлении Москвы, а на юг, с целью выхода в тыл, оборонявшего Киев, Юго-Западного фронта.

По замыслу Б.М. Шапошникова наступление немцев в направлении Чернигова и Конотопа помимо армий правого крыла Юго-Западного фронта (М.П. Кирпонос) должны были отражать также и войска Брянского фронта (А.И. Еременко), которым для усиления были переданы несколько корпусов и дивизий из Резервного фронта.

И надо сказать наши войска оборонялись здесь исключительно упорно. 2-я танковая группе Гудериана, по которой армии Еременко нанесли сильный фланговый удар, с большим трудом в начале сентября удалось занять Ромны и буквально "на последнем усилии" продвинуться в сторону Лохвицы.

Успех немцам обеспечило стремительное движение другой танковой группы - 1-ой танковой группы фон Клейста, разрозненные части которой в то время находились за Днепром, юго-восточнее Киева.

Немецкие танки наступают... 1941 год
Немецкие танки наступают... 1941 год

Наше командование считало, что танковая группа фон Клейста "в собранном виде" будет в дальнейшем наступать на Ворошиловоград или на Ростов.

В августе немцам юго-восточнее Киева удалось захватить сразу несколько плацдармов на восточном берегу Днепра, которые обороняли пехотные подразделения вермахта. Одним из них был Кременчугский. Сил у растянутого Юго-Западного фронта для ликвидации этих плацдармов на тот момент не было.

На Кременчугском плацдарме немецкие саперы построили "9-ти тонный" (грузоподъемность) понтонный мост через Днепр. В начали сентября к этому мосту скрытно началась переброска дивизий 1-ой танковой группы. Работая по ночам, саперы ударными темпами превратили 9-ти тонный мост в 30-ти тонный.

Ночью на 10 сентября по этому мосту танки, артиллерия, грузовики, бронетранспортеры, мотоциклы и мотопехота фон Клейста форсировали Днепр у Кременчуга и неудержимым потоком двинулись к Лохвице...

После прорыва в тыл Юго-Западного фронта 1-й танковой группы немцев командующий фронтом, М.П. Кирпонос, оказался перед трудным выбором.

Зная, какой политический резонанс будет иметь захват фашистами Киева, он потребовал письменного разрешения Ставки на оставление украинской столицы.

Немецкий солдат в захваченном Киеве. Вдали виден взорванный мост через Днепр...
Немецкий солдат в захваченном Киеве. Вдали виден взорванный мост через Днепр...

М.П. Кирпонос, очевидно, рассматривал, как одну из возможностей, ведение фронтом длительных боевых действий в окружении.

В Киеве и в Киевском УРе были сосредоточены большие запасы продовольствия и боеприпасов. Однако колебания в выборе решения и промедление сыграли роковую роль.

Вместо того, чтобы немедленно попытаться организовать прорыв окружения Кирпонос несколько дней ждал в Киеве разрешения на отвод войск на восток. Между тем рычаги управления армиями были уже частично потеряны.

Начавшаяся паника и потеря связи между командованием фронта и его армиями не позволила создать круговую оборону вокруг Киева и мобилизовать хотя бы часть сил наших армий на прорыв из окружения.

В результате вклинения немецких механизированных и пехотных частей вглубь нашей обороны была дезорганизована координация совместных действий войск Юго-Западного фронта с целью выстраивания заслонов и организации прорыва на восток.

Командующий Юго-Западным фронтом, генерал-полковник М.П. Кирпонос, погиб 20 сентября западнее Лохвицы вместе со всем своим штабом при попытке выйти из окружения в сторону Полтавы.

Промедление погубило генерала и его армии...

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного...