Как формировался стиль кэжуалов и что с ним происходит сейчас?
Правдиво рассказать о субкультуре кэжуалов со своими правилами стиля, своей историей и устоями может только инсайдер. Именно поэтому мы обратились к Сергею Танину, бренд-менеджеру Leform, основателю главного для фанатов концепт-стора FOTT и просто бывалому фанату
Бунт островного фаната — взрослого мужика с пивным пузом, совершенно интеллигентного с виду, в дорогом тренче Burberry — выглядел настолько круто, что это нас не могло не вдохновить. Вот идет он такой стильный, этот джентльмен, по улице, и читает газету по пути с работы из банка. А вечером уже бьет другому, такому же интеллигентному дядьке морду. И разбивает пивной стакан о голову полисмена по пути на стадион. В общем, английская околофутбольная культура стала для нас примером — так русские фанаты и начали разбираться в образе жизни и, собственно, стиле.
Первые разговоры за бренды и стиль как раз в девяностые и начались — тогда фанаты «Спартака» смогли путешествовать за любимой командой и смотреть по сторонам, на болельщиков других команд: как себя ведут, как выглядят, во что одеты. Но настоящее помешательство на стиле и моде с Альбиона пришлось именно на первую половину нулевых. Тогда же, к слову, и появился форум FOTT (первый русскоязычный форум о стиле фанатов, название расшифровывается как fashion on the terraces — «мода на трибунах». — L’Officiel). Там велись дискуссии и о правильных кроссовках, и о том, какого цвета должна быть у настоящего кэжуала куртка.
Мы поглядывали за океан, на англичан — и перенимали (а затем и адаптировали под свой вкус) их предпочтения. Stone Island, Prada Sport, Burberry, YSL, C. P. Company — речь шла о дорогой (или как минимум недешевой) повседневной одежде, в случае с которой дизайнеры думали не только о моде, но еще и о функциональности. Все это стоило порядочно, но ценник был совершенно оправдан: дорогущие материалы, практичность, удобство. Поэтому даже если у тебя не было денег, ты копил на джинсы Armani с орлом на кармане.
Происходила некая эволюция стиля, связанная в первую очередь с материальными возможностями. Юный сопляк, искренне любящий футбол, мог себе позволить классные кроссовки adidas или Reebok, голубые джинсы, простое поло Fred Perry. Все это обычно занашивалось до дыр. Потом — когда ты уже увлекался одеждой и включался в гонку за стилем — твоей заветной целью становились именно куртки Stone Island и C. P. Company. Прекрасно помню, как купил джинсы Stone Island Denim — они были мне велики аж на несколько размеров, но я надевал их куда только мог: ну а что, круто же выглядят! Чуть позже, во время путешествия в Милан, я приобрел и молочно-белую куртку C. P. Company. И это было максимально шиково. Практичные вещи темных цветов, конечно, хороши, но если ты, как у кэжуалов говорят, на максимальном уровне понимания, то тебе просто необходима светлая дорогая парка. Были смешные случаи: год ты мог копить на заветную куртку с патчем Stone Island, а потом на выезде или в клубе взять и уничтожить ее за один день.
Что еще, как мне кажется, довольно интересно: я знаю немало футбольных ребят, стиль которых со временем эволюционировал дальше. «Понимание» подросло — и так со Stone Island и Barbour они перешли на сложную, андерграундную моду, которую в Москве не очень-то понимают. Это, например, марки вроде Acronym и Boris Bidjan Saberi. Все дело в том, что ребят увлекла именно фэшен-составляющая; они решили разобраться в моде, копнуть глубже. Еще русские кэжуалы первой волны оказались очень интересными и созидательными ребятами: они сейчас занимаются модным ретейлом, искусством, модой, музыкой, медиа. В то время как у англичан эта тусовка никогда особенно творческой не была, она была куда более буржуазной. В основном она состояла не из байеров и модных журналистов, а именно из банковских клерков.
Что же до стиля русских кэжуалов, то он сам по себе за все эти годы сильно не менялся. Просто на уровне ценностей, на которых эта манера одеваться держалась, которые нас объединяли, все осталось тем же: повседневная функциональная одежда. Все так же удобно и дорого — не масс-маркет, короче. Я бы вообще сказал, что стиль — он вне времени и тенденций. Когда страна была победнее, на трибунах можно было заметить больше «скиновских» луков: голубые джинсы, рубашки поло, «Док Мартенс». А вот несколько лет спустя, когда люди смогли себе позволить путешествовать и больше тратить на одежду, и пошел «стоник».
Когда стиль кэжуалов вошел в массовую моду? Я прекрасно помню это время. Во второй половине нулевых было уже заметно, что люди вне футбола начинают им интересоваться, но превратиться в мейнстрим он тогда еще не успел. А вот к десятым рвануло. На «стоник» стали копить школьники с завтраков — и не потому, что любили футбол. На поле многие из них с третьей попытки не смогли бы опознать ворота своей команды — просто хотелось модно выглядеть, и все тут. Появились и особо одаренные, которые поняли идею «кэжуального» стиля разве что на уровне «надо носить только брендовые вещи с логотипами», — на них смотреть было стыдно, возникало чувство, будто на дворе 95-й. Мы тогда сделали заявление, что в FOTT теперь можно покупать вещи в кредит. Хорошее, резкое чувство юмора, кстати, — это то, что настоящих кэжуалов всегда отличало. Что вообще такое «настоящий» в околофутбольной субкультуре? Ты можешь на сто процентов повторить вид парня с трибун — но реальный кэжуал всегда отличит своих от просто модников.