ㅤ Это случилось в холодном ноябре 2002 года. Наступили пасмурные, хмурые дни, и снег уже не таял полностью, укрывая город тонким белым покрывалом. Приближалась зима – для одних предвещая праздники и подарки, для других – холод и голод.
ㅤЯ была ещё совсем маленькой, 11 лет, когда мы с младшей сестрой гуляли вдвоём на территории садика. В те времена калитки и ворота не запирали, и дети могли гулять там хоть до самой темноты. Иногда, правда, можно было встретить контингент постарше (и поскорее уносить ноги). Тот вечер был холодным, а потому спокойным, так как мало кому хотелось долго находиться на улице в такую погоду. Но если у людей и был выбор, то у нескладной худой бездомной собаки его не было.
ㅤОна появилась под фонарём откуда-то из полумрака и доброжелательно завиляла хвостом. Она была ещё щенком, и мы были детьми. Это сразу убрало все барьеры из нашего общения – мы радовались её компании, а она нашей. Мы поделились с ней скудными запасами печенья, за что она была искренне благодарна. Несмотря на её возраст, собака была невероятно вежливой и воспитанной. Она молчала, осторожно брала с рук еду и только с робкой надеждой заглядывала в глаза. О большем она уже не смела просить…
ㅤНаши сердца разрывались, когда мы уходили домой, оставляя её одну в темноте. Мы были почти уверены, что родители не разрешат нам её взять. А она стояла, глядя нам вслед – поникшая худая фигурка с печальными глазами. Мы, дети, думали о ней всю ночь.
ㅤМы, наверное, прожужжали маме все уши. Мы ни на что не надеялись. Мы жили вшестером в однокомнатной квартире, а частный дом, который начали строить, был ещё непригоден для жилья. Там не было окон, только коробка из бетонных плит. Проёмы забили листами фанеры от дождя и снега, поставили дверь, к которой не было крыльца и приходилось подставлять металлическую лестницу… В общем, предстояло ещё огромное количество работы. Но наша отчаянная просьба неожиданно возымела успех! Не знаю, о чём говорили родители в тот день, но спустя несколько часов мама отправилась искать несчастную бродяжку.
ㅤНеподалёку было большое поле, через которое шла дорога к трамвайным путям, откуда люди возвращались с работы. Собака бегала от одной фигуры к другой под ледяным ветром. Шёл снег. Мама увидела её и позвала… И вот мы уже с гордостью вели нашу первую собаку – совсем-совсем нашу – в её новый дом!
ㅤЭто была девочка. Чёрная, как уголь, с густой курчавой шерстью, белым галстучком на груди и белыми прядками на кончиках лап. Ушки-конвертики неизменно слегка приподнимались, если она удивлялась чему-то, а карие глаза были едва видны под взъерошенной чёлкой. Среди её предков, вероятно, тоже были терьеры или пудели (а может быть, и те, и другие), потому что мадам была бородата, а шерсть, особенно на голове, иногда скручивалась в сосульки. Благодаря ей я всю жизнь отношусь к похожим на неё собакам с особой теплотой.
ㅤИтак, мы назвали её Кляксой. Ей было около восьми месяцев. Ежедневно мы ходили к ней, папа подставлял лестницу и спускал собаку на улицу на руках. Мы гуляли, а затем ритуал повторялся – уже в обратную сторону. Ради неё запустили котёл и начали топить дом, но Клякса упорно стремилась спать в мягкой куче опилок, что лежала в одной из комнат, а к мягкой подстилке под батареей симпатией не прониклась. А потом оказалось, что у неё энтерит…
ㅤЭта болезнь и сейчас уносит много собачьих жизней, поэтому тогда мы очень боялись за Кляксу. Возможно, её и выбросили, потому что она не могла терпеть до улицы, а на то, что она больна, бывшие хозяева не подумали? Или подумали и решили не возиться? Мы не знали. Но в считанные дни после того, как щенок оказался у нас, болезнь проявила себя.
ㅤВряд ли родители были готовы к тому, что собака так быстро усрё… уделает весь дом. Бетонный пол. Я сомневаюсь. Тем не менее, Кляксу удалось спасти, хотя некоторое время в комнатах ещё ощутимо пахло. Когда в доме стало можно жить (во всех смыслах), родители переехали туда, чтобы многое делать на месте.
ㅤБыло невероятно здорово наблюдать, как преображается неуверенный в себе одинокий щенок. Клякса стала улыбаться, как улыбаются счастливые собаки, которые чувствуют себя нужными кому-то. Мы стали владельцами удивительного существа – надёжного, честного и невероятно любящего нас. Правда, водить её на поводке было непросто. Периодически карабины поводков не выдерживали и ломались, благодаря чему собака получала полную свободу и радостно неслась куда глаза глядят. За ней неслись мы с воплями и просьбами остановиться. Впрочем, Клякса никогда не убегала далеко. Выросла она средних размеров, но никого не боялась и как-то раз защитила Марго, мою сестру, от алабая, который сорвался у кого-то с цепи. Овчарка была выше Кляксы раза в полтора, но наша верная подруга молча загородила собой Марго, и весь вид её говорил, что она скорее умрёт, чем сбежит. Эта безмолвная решимость заставила овчарку с уважением отступить и удалиться.
ㅤЭто была та собака, в которой мы были абсолютно уверены. Да, я из любопытства научила её кое-каким командам вроде «дай лапу» (также она понимала слово «другую» и меняла лапы по очереди), но в основном она чувствовала нас, и мы за неё не беспокоились.
ㅤОднажды к нам пришёл пёс, очень похожий на Кляксу. Он был настолько слаб и беспомощен, что мы забрали его в дом, назвали Степаном, начали кормить и приводить в порядок. В итоге пришлось выращивать и пристраивать сразу пятерых щенков – четырёх маленьких «клякс» и одного чёрно-белого «степана». После этого испытания мы решили, что щенков с нас точно уже хватит. А потом Степан пропал… мы обыскали все ближайшие районы, но его никто не видел. Так как исчезли сразу две собаки – Степан и пёс наших знакомых – надеяться на их счастливое возвращение не приходилось…
ㅤВпоследствии у нас появилось много других животных, с которыми Клякса дружила до последнего своего дня – за исключением мрачной восточноевропейской овчарки Дины с тяжёлым прошлым. Кляксу стерилизовали, и это на долгие годы отсрочило появление онкологии. Но всё-таки только отсрочило… Началось это с, казалось бы, достаточно безобидной папилломы на лапе. Удалили, успокоились. Затем появилось новообразование м/ж. Снова операция. Клякса пережила их несколько, но болезнь не сдавалась. Я уже успела закончить школу, поступить в университет… Клякса по-прежнему была рядом, но годы брали своё, и её любящее, отважное сердце билось всё тяжелее. Мы возили её по врачам, но никто уже не мог помочь. Очень больная и очень старая собака… До последней минуты она любила нас и хотела быть рядом.
ㅤШёл уже 2015 год. Светлым и солнечным майским утром мама вывела её на прогулку. Я подождала и поняла, что они почему-то долго не возвращаются… дурное предчувствие сжало сердце. Я выбежала в коридор и увидела Кляксу, неподвижно лежавшую на полу перед входной дверью. Мама, склонившаяся над ней, подняла голову и встретилась со мной взглядом. Всё стало понятно без слов…
ㅤКляксу похоронили на краю участка, на востоке. Дина, которая долгие годы соперничала с ней, увидев её тело, сжалась, опустила голову, постояла рядом и ушла. Несколько дней после случившегося мы заставляли её есть – в таком сильном потрясении она находилась.
ㅤКляксы нет уже много лет, уже сопят у ног другие собаки, а её искренняя любовь согревает нас из далёкого прошлого, где мы были счастливы вместе…
ㅤА завели бы вы новую собаку после утраты прежней? И если да, то каким образом?