Это не про «вирус» – про немного забытые на его фоне «поправки»…
Российская власть любит играть на обострение и ва-банк. Иногда это оправдано, иногда – нет. И в последнем случае это оканчивается репутационными потерями. И разочарованием тех, кто воспринимал ее вменяемой и компетентной.
У этой власти были ошибки, особенно в области законности и свобод, но в целом до сих пор она справлялась с вызовами. А вызовы были гигантские. Поэтому мне так обидно видеть то, что я вижу сейчас. Я пытаюсь найти хоть какое-то объяснение, но не могу. Впрочем, разочарование началось раньше «вируса». Оно началось с пресловутых «поправок в конституцию».
Как я понимаю, обнулятся не только президентские сроки, но и кое-какие из тех прав, что мы получили в 90-е. Собственно, самым большим достижением 90-х (и едва не единственным) – были эти права и «свободы». Притом что и прежняя Конституция была заточена под конкретного человека. Человек теперь другой – вот и Конституцию надо подправить… Так и будем подправлять под каждого президента. Если они у нас еще будут…
Говорящая голова из ящика вещает, почему за поправки в Конституцию надо голосовать «пакетно», а не по каждой. Мол – дорого! А потом – не дороже будет?!
В общем, я не ожидал, что «гарант Конституции» посягнет на Конституцию, верности которой он всегда божился! И не ожидал, разумеется, что он, вопреки всем обещаниям, придумает лазейку с «обнулением» сроков президентства. Ибо очевидно, что все прочие «поправки» – просто дымовая завеса и благочестивый повод для принятия этой.
Вообще: как поправки в Конституцию (а они и раньше бывали) – могут обнулять президентские сроки, на основании чего? Законов в это стране больше нет?
«Смешно так, настолько явно подгонять под нужды явно одного всем известного человека целую Конституцию целой Страны», – как написала в сети одна женщина. Однако есть множество людей, которые заявят, что закон ничто, и если выбирать между законом и нашим президентом, они не раздумывая выберут президента…
…Впрочем, в поправках есть и другой важный пункт: признать приоритет Конституции РФ над международным правом («Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в РФ» – изменение в статью 79). Прикол: сделать удобную для себя Конституцию и тут же признать ее приоритет! Но мы знаем, чем кончается у нас признание приоритета внутренних законов над международными: у власти больше не будет никаких сдержек. И, как в анекдоте, ей попрет карта!..
Но и это далеко не все. Есть в проекте и такое (изменение в статью 67-1): «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом». Что это? «Опричнина» в стиле Ивана Грозного?
Или это (изменение в статью 81): «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство…». Почему 25 лет, откуда этот срок? Кто-то высчитал, что за это время любой человек пропитывается русским духом настолько, что становится квасным (или любым другим) патриотом, а так же знатоком российской жизни и политики – и может руководить страной? А куда теперь деваться тем, кто получил российское гражданство 20 лет назад? Но особенно умиляет это «не имевший ранее» (иностранного гражданства)! Это же явное поражение в правах. Вчера эти граждане не отличались от прочих и, соответственно, имели право избираться (пусть все это смешно звучит), – а сегодня уже нет! Ибо – теперь это несмываемое пятно, свидетельство о неблагонадежности. Это как еврей или породненный в Третьем Рейхе, это как наличие родственников, «проживавших на оккупированных территориях» при СССР (этот пункт в анкетах существовал еще при Брежневе). Хотя закон, как мы знаем, обратной силы не имеет. Соответственно, ничей правовой статус не может быть ухудшен… И это придумал юрист?
Кстати, согласно поправкам, – наличие иностранного гражданства или вида на жительство, счёта в иностранных банках – является преградой для занятия вообще любой государственной должности, упомянутой в конституции. Этот тест на «лояльность» выдержан в поправках страшно педантично. В царское время с этим было проще…
Или это (изменение в статье 83): «Президент России… назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Российской Федерации…». Тут и комментировать нечего. Просто нарушается разделение властей (ибо прокуратура есть часть судебной системы). Итак: исполнительная власть подминает под себя часть судебной, а это начало беззакония. (Напомню, что до поправок Генпрокурора назначал Совет Федерации по представлению президента… Реальной разницы, понятно, никакой, но все же…) В этой статье вообще дико удлинен список того, что президент имеет право делать…
Между прочим, с разделением властей в РФ все как-то сложно. Власти у нас не три, как принято думать, а четыре: Законодательная, Исполнительная, Судебная и – Президентская! См. Википедию…
Но вернемся к главной теме: «…Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (добавление в статью 67-1). Что это вообще за ахинея? «Российская Федерация… признает исторически сложившееся государственное единство» – а как может быть иначе? Не признать? Ну, это прикол! (Это притом, что не совсем понятно, что подразумевается под «государственным единством»?)
И причем тут вера в Бога, если по Конституции у нас еще пока светское государство? Или теперь уже нет? Или теперь «вера в Бога» станет обязательной, как когда-то вера в марксизм-ленинизм?
Есть и забавные вещи (добавление в статью 75-1): «…В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность». Это же не норма закона, а просто декларация (о намерениях). А если эти условия не создаются? И как их создавать? Просто пустая болтовня, словно заимствованная из Конституции СССР.
Кстати, теперь экс-президент может ПОЖИЗНЕННО состоять в Совете Федераций. Интересная законодательная норма, такой даже в СССР не было (изменение в статью 95).
Все остальные «поправки» – все то же самое, что и было, чуть переформулированные и раздутые. Ну, и еще вписано несколько великих мыслей, что брак – это союз мужчины и женщины, который надо защищать, и ничего не значащих «конфеток»: про индексацию пенсий и прожиточный минимум… Собственно, это главная наживка для населения, почему оно «пакетно» проголосует за «поправки».
Что случилось? Откуда все эти инициативы, когда совсем недавно о них и слуху не было? Президент вроде никогда не упоминал, что Конституцию надо менять, напротив, говорил всегда обратное. Клялся, что не пойдет на новый срок… и не будет менять Конституцию под себя. И вот… Или он внял воплю перепуганных поданных: на кого же ты, Царь-Батюшка, нас оставишь?! Ведь и правда вроде как не на кого? Может, в этом все дело? До конца прошлого года была надежда найти надежного «Приемника», а потом исчезла?.. Может, еще найдут. Но зато придумана лазейка для форс-мажора.