«Вивариум» Vivarium (2019)
Режиссер: Лоркан Финнеган, кинопоиск 6.3, IMDb: 5.90
Научно-фантастический триллер, в главных ролях: Имоджен Путс и Джесси Айзенберг.
Лоркан Финнеган рассказал, что был вдохновлен картинами бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта, документальным сериалом «ВВС: Жизнь птиц», а также фильмом «Женщина в песках» Хироси Тэсигахара 1964 года, на создание фильма. «Вивариум» дебютировал на международном кинофестивале Fantasia в 2019 году, позже на Каннском кинофестивале был награжден специальным призом поддержки дистрибуции от Gan Foundation
Прежде всего, стоит пояснить название фильма, это поможет в понимании сути картины: Вивариум, а если точнее то Виварий - это помещение для содержания и разведения подопытных животных/растений с целью исследования. Также, в качестве подсказки, служит вступление к фильму, а именно крупные планы кукушки, захватившей гнездо - это дает представление о том, что будет дальше.
О чем фильм?
Молодая пара: учительница начальных классов Джемма и мастер на все руки Том планируют покупку своего дома. В агентстве по недвижимости их встречает очень странный сотрудник, Мартин. Он предлагает им дом в недавно построенном жилой квартале в пригороде. Том и Джемма отправляются вместе с агентом смотреть дом №9, а затем обнаруживают, что Мартин бесследно исчез. Пара пытается выбраться из бесконечного лабиринта одинаковых и пустых домов, но снова и снова возвращается к дому №9 . Подавленные, они возвращаются в дом, который они осматривали, и засыпают. Следующий день оказывается похож на все последующие... Время от времени некто доставляет им коробку с чистящими средствами и запечатанным в вакууме продуктами. Понимая, что они застряли в этом жутком месте без связи и шансов на спасение, в полном отчаянии они поджигают дом, но на следующий день обнаруживают его совершенно невредимым, но еще страшнее то, что у дома они находят коробку с младенцем и запиской: «Вырастите ребенка, получите свободу». Все их попытки выбраться оказываются тщетными. А ребенок (Сенан Дженнингс) тем временем начинает расти с невероятной скоростью... и своим поведением вселяет нечеловеческий ужас.
Режиссер Лоркан Финнеган и писатель Гаррет Шенли создали некую аллегорию семейной жизни и родительства, повседневной рутины. Дом, воспитание ребенка и брак представляется, как смертельная ловушка, а Джемме и Тому достаются стереотипные роли заботливой матери и отсутствующего отца. А единственный счастливый момент для Джеммы и Тома - импровизированная вечеринка с танцами, быстро заканчивается с появлением ребенка. Таким образом, традиционная идея идеальной жизни - не шаблон, а скорее капкан, но отцовство может быть как проклятием, так и вознаграждением. Это не оригинальная идея, но она искусно исполнена: Том и Джемма должны забыть все индивидуальные амбиции и полностью сосредоточить свои силы на заботе о мальчике.
«Вивариум» также состоит из страха, инопланетного страха. С тех пор, как Джемма и Том обнаруживают ребенка, с каждым днем они все лучше понимают, что с ним что-то не так. То как он развивается и как проводит свои вечера, уставившись в телевизор и наблюдая черно-белые узоры, как говорит голосами своих родителей, подражая им, а также снова и снова воспроизводит собачий лай. Он постоянно рядом, и все это пугает. Страх усиливает и дом, который буквально стерилен, а также отсутствие других людей. «Вивариум» оказывается головоломкой, полной неожиданных изменений персонажей. Настоящий пригородный кошмар!
Фильм напоминает об одном из эпизодов старого американского сериала «Сумеречная зона», под названием «Хорошая жизнь», жители идеалистического Пиксвилла оказываются отрезанными от остального мира, терроризируемого раздражительным умом маленького ребенка.
Вивариум, как фантазийная версия реальности, к которой мы стремимся. В мире, где потребительство потребляет нас, и в котором обещание идеальной жизни - это приманка, которая приводит многих в ловушку. В безвкусных пластиковых продуктовых пакетах есть элемент отвращения, который поддерживает жизнь Тома и Джеммы, в то время отголоски фильмов ужасов усиливаются, а сатира становится все более зловещей. Тем не менее, даже в самые откровенно пугающие моменты, например, спуск в ад в третьем акте напоминает незабываемо галлюциногенную последовательность из фильма Терри Гиллиама «Бразилия». «Вивариум», как жизненный цикл человека 21-го века в быстрой перемотке.
Финнеган проделал хорошую работу. «Вивариум» - это метафора о бездушном пригороде и разрушительных последствиях внутренних тревог. Поразительные декорации, захватывающая загадка и леденящий страх перед циклом, который нельзя изменить.