Найти тему
Мода в книгах

От мороза, пыли и загара: когда дамы носили маски?

Этот блог посвящен истории моды и тому, как одеты герои книг и фильмов. Сегодня поговорим о том, когда и зачем дамы носили маски на лицах. Спойлер: не на маскараде, а, к примеру... на кораблях...

"Времена года, зима. Портрет в полный рост", гравюра Вацлава Холлара, 1643 год.
"Времена года, зима. Портрет в полный рост", гравюра Вацлава Холлара, 1643 год.

Я уже писала о том, что перчатки были придуманы для защиты кожи рук от грязи, загара и нескромных прикосновений.

В середине XVII века в Англию пришла мода на маски - их тоже носили для того, чтобы защитить кожу лица от ветра, мороза, загара или пыли. Судя по дневниковым записям астролога Джона Ди, маску носила и королева Елизавета Первая (и была так любезна, что сняла ее на время беседы). А многие другие английские дамы пользовались масками для выходов на улицу в непогоду, во время путешествий, для конных прогулок.

Кстати, преемницу королевы Елизаветы, Анну Датскую (жену Якова Первого) считали хоть и миловидной, но... "К несчастью для ее внешности, она совершила ошибку, поскольку во время путешествия не носила маску", - пишет ее современник известный дипломат Дадли Карлтон.

Маски носят героини множества гравюр этого времени. Но реальных сохранившихся масок того времени очень мало.

Изображение дамы в костюме XVI века и в маске на лице.
Изображение дамы в костюме XVI века и в маске на лице.

Самый известный экземпляр - маска из Давентри, найденная в процессе реставрации особняка XVI века в окрестностях этого городка (Нортгемптоншир). Маска сделана из папье маше, с лицевой стороны обтянута черным бархатом, а с изнаночной - шелком. Представляет собой овал 195 х 170 мм, с прорезями для глаз 30 х 15 мм. Область носа выдавалась вперед, была и прорезь для рта. Однако дама в маске была... бессловесна. Чтобы удержать маску на лице, надо было всё время сжимать губами специальную бусину, укрепленную шнурком в районе прорези для рта.

Маска из Давентри веками хранилась сложенном виде, потому она деформирована.
Маска из Давентри веками хранилась сложенном виде, потому она деформирована.

Невозможно обойти историю находки этой маски: она была найдена внутри стены старинного дома, близ одного из углов. Каменная кладка была укреплена здесь торфом, соломой и конским волосом - для тепла. наверное. Но присутствие маски вряд ли носит тот же характер...

Рисунок, изображающий женщину верхом позади своего мужа, 1581 год.
Рисунок, изображающий женщину верхом позади своего мужа, 1581 год.

В XVI веке при закладке дома в один из углов часто замуровывали туфлю - как оберег от злых чар. Эти обереги должны были "рикошетить" все злые мысли и пожелания, направленные на хозяев дома, в частности: болезни, бедность, дурные обстоятельства. Маска, как предмет скрывающий лицо, могла служить тем же целям. К тому же, она могла быть фамильной ценностью, доставшейся от предков, тогда ее сила возрастала.

Здесь самое время вспомнить о том, что маска была идеальной вещью для того, чтоб быть неузнанной. В 1733 году приехавший в Лондон немец писал, что "женщины выходят утром в черных бархатных масках на лицах, капюшонах в виде шляпы с опущенными полями, широком платье и белом фартуке, и в таком виде направляются в парк". А автор довольно занятного дневника 1660-х годов Сэмюэл Пипс пишет, что весьма благочестивые дамы из его ближайшего окружения, и даже его жена Элизабет, носят маски. Однако не может удержаться от повторения расхожей мысли, что мода на маски пришла в Англию из Венеции, где их носили куртизанки; и что вообще женщина в маске, скорее всего, распутна. В 1704 году королева Анна вообще запретила дамам появляться в масках и полумасках в театрах, так как к тому времени чисто утилитарный предмет уже перешел в разряд модных аксессуаров, при помощи которого дамы удачно сохраняли интригу, появляясь в обществе.

Маска охраняла красоту - и скрывала уродство. Маска и защищала от непогоды и чужих взглядов, и привлекала внимание к женщине.

Но в конце концов маска вышла из моды как предмет утилитарный и весь XVIII век играла главную роль на всех маскарадах эпохи. В конце XVIII столетия ее сменила вуаль, точно так же оберегавшая лицо от климатических воздействий и посторонних взглядов.

Маска вернулась в дамский гардероб с развитием... автомобилизма. И пусть она по-прежнему больше напоминала плотную вуаль, она выполняла те же защитные функции.

На заре эры автомобилизма машины были открытыми, дороги грунтовыми, а отсутствие надлежащей технической оснащенности означало, что почти каждая поездка может завершиться малоприятным пешеходным путешествием. Потому одежда дамы, отправившейся в поездку, должна была быть практичной, теплой, непромокаемой, немаркой. Автомобильная вуаль, по технике безопасности, должна была быть плотной завязанной. К примеру, на большой красивый бант.

Одна из первых женщин-автомобилисток, автогонщица Дороти Левит, начавшая спортивную карьеру в 1903 году, выпустила в 1909-м брошюру "Дама и машина", на страницах которой рассказала о многих секретах дамского вождения. Большая роль отведена правильной одежде.
Одна из первых женщин-автомобилисток, автогонщица Дороти Левит, начавшая спортивную карьеру в 1903 году, выпустила в 1909-м брошюру "Дама и машина", на страницах которой рассказала о многих секретах дамского вождения. Большая роль отведена правильной одежде.

Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах". Я одеваю ваших любимых героинь. А иногда пишу просто об истории моды.