Найти тему

Антигерои и их смысл в произведениях.

"Nightcrawler" 2014
"Nightcrawler" 2014

Недавно, порассуждав с моими знакомыми о фильме Дэна Гилроя "Nightcrawler", передо мной стал вопрос о нужности, правильности и смысла произведений (книг, фильмов..), рассказывающих о жизни людей, с моральными принципами которых мы не согласны.
Рассказанная от лица антигероя история, как мне кажется, оказывает большое впечатление на зрителя, хотя бы от того, что мы не привыкли находится на местах таких людей. Мы не стараемся понять их логику, их способ мыслить, потому что взгляды противоположные нашим кажутся нам не стоящими рассмотрения, особенно когда эти взгляды мы считаем объективно аморальными. Но тем не менее огромное множество таких произведений, не смотря на антигероя, цепляют наше внимание и погружают нас вглубь истории.


Как правило, такие произведения, не одобряют, а осуждают поведение главных героев. Нам наоборот стараются представить историю от лица такого человека, чтобы мы еще больше поняли абсурдность и ничтожность каких-то аморальных взглядов.
Антигерои позволяют, конечно, исследовать и другие идеи и темы. Допустим, в сериале "You", по моему мнению, создатели исследуют тему того, как мы иногда прощаем какое-то аморальное поведение определенному типу людей. Авторы такого рода фильмов\сериалов очень часто играют с нами злую шутку, заставляя следить за поступками такого рода героев. Иногда, мы даже оказываемся в такой позиции, когда все равно желаем герою успеха. Такого эффекта относительно просто достичь. Дело в том, что людям свойственна эмпатия, нам достаточно понимать, почему герой чего-то хочет, чтобы влиться в историю. Нам просто не оставляют другого выбора, как наблюдать за поведением антигероя.


Довольно часто, также, используют легкие приемы для того чтобы завоевать симпатию зрителей. Такие как "save the cat" и "kick the dog". Это означает, что если мы покажем, как герой спасает кого-то, или героя несправедливо обижают, то вероятность того, что мы будем испытывать к нему симпатию, даже при том, что он антигерой, сильно возрастает. Эти приемы мы можем увидеть в фильме Тода Филипса "Джокер". Джокера без конца подставляют, над ним издеваются, и его буквально избивают не за что. Это делает последующие убийства, совершенные им, "справедливыми". В Джокере вообще поступают очень хитро - Джокер за весь фильм убивает только людей, которые издевались над ним. Это делает его справедливым, а смерти тех людей не шокирующими, а отчасти даже заслуженными.

"Joker" 2019
"Joker" 2019

Но в произведениях, где мы имеем дело с антигероем, поступки которого не поддаются никакому справедливому обоснованию, все гораздо сложней. Не оправдывая героя, очень легко потерять зрителей, так как им будет банально неприятно смотреть на мерзкого человека. Тут интересный сюжет, внутренний или внешний конфликт персонажа и интригующая идея могут помочь. Антигерой - это не смысл, это всего лишь элемент позволяющий зрителям оценить, проанализировать отдельные аспекты нашей жизни, которые автору показались интересными.


Вернемся к примерам, в фильме "Nightcrawler" рассматриваются темы того, как новостные каналы искажают информацию, желания людей смотреть на катастрофы и жестокость, как человек ради достижения своей цели и успеха готов пойти на отвратительные поступки, сам не осознавая того. Дэн Гилрой, режиссер и сценарист этого фильма, говорил так же о том, что он надеется, что люди не будут возлагать всю вину только на его персонажа, ведь именно общество создает и вознаграждает таких людей.


В сериале "You" с помощью антигероя, преследующего девушку исследуется грань между тем, что можно считать романтичным, а что страшным. В этом сериале также используется метод "save the cat" (Главный герой постоянно помогает мальчику, живущему по соседству, и это позволяет понять зрителям, что он все же человек) Ведь люди многогранны, не бывает злых и добрых людей.
От лица антигероя, иногда типичные истории предстают перед нами в ином свете. Ведь, как говорил Дэн Гилрой, "Nightcrawler" - это всего навсего история успеха, только с антигероем во главе.

-3

Я говорила пока только про фильмы, но в литературе не то что много, но наверное даже больше подобных примеров. Печорин в"Герое нашего времени", можно сказать, является примером антигероя. Правда, в этом произведении, мы, узнавая о нем все больше и больше сначала от разных лиц, а затем от него самого из дневника, погружаемся в его психологию. Чичиков из Мертвых Душ, первый том которых Гоголь хотел сделать 'адом" России.


Эти герои позволяют нам довольно четко определить отрицательные черты любого из нас, в тоже время обличая двойственность подобной ситуации.


В "Портрете Дориана Грея" Оскар Вайлд показывает трансформацию героя в антигероя, то, как портится душа персонажа, оставляя нас только с тем, чтобы наблюдать за ним, и смотреть оценивающе на самих себя.
Но антигерои часто являются обычными людьми, под чем я подразумеваю, что не всегда такие персонажи обладают качествами, которые мы мгновенно иденцифицируем как аморальные, они являются более обычными и повседневными.


Аэрон Соркин, сценарист фильма "Social Network", рассказывал, что персонаж Джесси Айсенберга, создатель фейсбука, в контексте данной истории, был первым антигероем, которого он писал. И хотя в этом фильме этот человек не совершает убийств, не перетаскивает трупы ради лучшего кадра и не крадет телефон понравившейся девушки чтобы следить за ней, этот антигерой проявляет более привычные нам качества, как эгоизм, предательство и тд.

"Social Network"  2010
"Social Network" 2010

С помощью антигероев или от их лица можно исследовать множество различных историй и показать множество идей, от самых банальных, то более интересных и провакационных.


Но кто-то, с другой стороны, может сказать: какой смысл создавать произведения об антигероях, когда в реальном мире полно подлых людей? Зачем тратить 1-2 часа на то, чтобы смотреть на ужасного человека, получается какая-то ода злу...? Конечно, в этих вопросах и комментариях много правды. Истории с антигероями оставляют в большинстве своем не самый приятный осадок, так как в них говорят не о самых приятных качествах человека, которые в большом количестве произведений даже не наказываются. Но, как мне кажется, довольно интересно по-разному смотреть на мир, тем более через перспективу того человека, которого нам очень сложно понять. Это дает нам понимание мира под другим углом. И опять же, возвращаясь к написанному ранее, антигерой - не главный аспект произведения. С помощью антигероя мы смотрим на отдельный аспект нашей жизни, который иногда предстает для нас в новом свете.


В этом и заключается смысл произведений с антигероями. Мы не просто наблюдаем за аморальными людьми, мы наблюдаем за ними в контексте нашего мира, в контексте понимания жизни, которое есть у нас. Такие истории только добавляют большего понимания мира и людей, а не наоборот.

Использованные в качестве примеров произведения:

Фильмы:

  1. NIghtcrawler
  2. Joker
  3. You
  4. Social Network

Книги:

  1. Мертвые души
  2. Герой нашего времени
  3. Портрет Дориана Грея