Neměl roušku. Pravidla platí pro všechny stejně. Ven jen s rouškou nebo jinou překrývkou úst a nosu.
Это чешский язык. Перевод звучит примерно так:
У него не было маски, а правила у нас одни для всех; появляться [на улице] можно только с маской.
А еще это образец тупого юмора от современного чешского чиновника Ондржея Коларжа, старосты (главы) района Прага-6. Именно так чиновник прокомментировал на своей странице в социальной сети Facebook демонатж памятника маршалу Ивану Степановичу Коневу, дважды Герою Советского союза, кавалеру ордена "Победы". Любопытно, что среди множества его званий и наград есть и такое: Hrdina Československé socialistické republiky (Герой Чехословацкой Социалистической республики). Звезду Героя ЧССР, визуально весьма напоминающую звезду Героя Советского союза, вручали очень редко.
Военный путь маршала Конева - это отнюдь не череда блестящих побед и триумфов. Нет, он знал и поражения. С именем Конева связаны неудачные операции под Вязьмой (1941 г.), Ржевом (1942 г.); не достиг он особых успехов и под Старой Руссой (1943 г.).
Однако это перечисление еще не повод считать маршала Конева неудачником, бесталанным командиром и тем более трусливым военачальником (как иногда делают некоторые историки и журналисты, желающие представить свое "особое мнение"), вовсе нет! Войска под руководством Конева удачно форсировали Днепр осенью 1943 года, а в начале 1944 года устроил т.н. "Корсуньский котел" в центре УССР: потери немцев даже по скромным оценкам практически в 2 раза превышали наши потери (а по некоторым оценкам - даже в 2.5 раза). Вот что пишет об этом сам Конев (в книге "Записки командующего фронтом"):
Указ о присвоении мне звания Маршала Советского Союза я услышал, будучи на командном пункте у Ротмистрова, размещенном в селе Моренцы. Перед этим мое самочувствие после такой напряженной операции было не блестящим. Усталость брала свое. Я прилег отдохнуть... Со всех сторон посыпались поздравления. У маршала бронетанковых войск П. А. Ротмистрова оказалась бутылка портвейна, и мы хоть и скромно, но с большим удовольствием отметили это большое событие в нашей жизни... На второй же день самолетом мне доставили маршальские погоны, присланные Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым. Это было и внимание, и поздравление, и бесценный подарок...
С начала Великой Отечественной войны после Сталинградской битвы Корсунь-Шевченковская операция была второй большой операцией на окружение.
В ходе этой операции, кстати, было освобождено родное село Тараса Шевченко.
Уже в 1945 году Конев удачно провел две крупных военных операции в Силезии (это историческая область на юге современной Польши и северо-востоке Чехии; между прочим, был индустриально развитый район с обилием предприятиям тяжелой промышленности, поэтому его значение трудно переоценить). Именно войска под командованием маршала Конева освободили узников концлагеря Освенцим (Аушвиц). Именно советские солдаты и советские специалисты выводили заключенных из лагеря, лечили раненых, кормили детей...
Наконец, в самом конце войны войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева приняли участие в освобождении Праги. Вскоре после окончания Пражской операции местные власти сделали Конева почетным гражданином Праги. Вот что пишут об этой части истории Чехии и Праги американцы (понятно и без перевода):
Marshall Konev led the Red Army forces that liberated Prague and large parts of Czechoslovakia from the Nazi occupation in 1945.
Уже спустя много лет, после смерти маршала, в Москве его именем назвали улицу (в районе Щукино, где уже хватало военных топонимов: в частности, сама улица маршала Конева образует перекрестками с улицами, названными в честь маршалов Мерецкова, Бирюзова, Рыбалко).
Если вам доведется побывать в том районе (самостоятельно или на наших экскурсиях) - обязательно обратите внимание не только на названия улиц, но и на застройку сталинских времен, обилие зелени и множество научных учреждений :)
А еще через несколько лет благодарные жители Праги установили монумент: маршал Конев с небольшим букетом цветов в правой руке и поднятой в приветствии левой рукой.
Именно этот памятник и демонтировали пару дней назад. Мягко говоря, странное, очень странное решение местных чешских властей. Видимо, других проблем в дни пандемии у них.
Причем это решение (как нетрудно заметить по комментариям в том же Facebook) далеко не всем пражанам и иным чехам пришлось по душе.