Я был любителем интерактивных развлечений и жил в областном центре. Город немаленький, но и до масштабов Белокаменной ему как игре Star Citizen до релиза. Как и многие, играл преимущественно на ПК и зачитывался игровой прессой.
Мы с друзьями в журналах встречали это название сотни раз. Halo. Без этого имени нельзя было пройти при обсуждении, конечно же, консоли Xbox. Это и прекрасный FPS, и игра, продававшая приставку от Microsoft, и вселенная там прекрасна проработана, а третья часть так вообще всем своим видом заявляла: "Nextgen уже тут!". В общем, журналисты нахваливали стрелялку про Мастер Чифа как могли, а мы только недоуменно разглядывали скриншоты: ну, звездный десант какой-то, чего они не успокаиваются-то?
Отсутствие этих игр в местных магазинах только усиливало ореол загадочности, возникший над Halo в моём сознании. Помню ещё такую историю: в один день на полке была замечена Halo 2 и я, не думая ни секунды, пошел с ней на кассу. "Она под висту" - предупредил продавец. Как "хрюшевод" со стажем, я поставил диск обратно на полку. Не в этот раз.
Прошло больше десяти лет, как вдруг на главной странице "Стима" мне на глаза попалось объявление о скидках на игры от Microsoft, среди которых я с удивлением обнаружил все Halo, портированные на ПК. Да ещё и со скидкой. В этот раз, однако.
Громкое заявление про порт всех игр серии на персоналки оказалось байтом Шредингера: пока можно поиграть только в Halo: Reach и Halo: Combat Evolved, остальные игры будут выпущены позже. Так как хронологически Reach - первая игра серии, я недолго думая, начал с неё.
Первое, что понимаешь об этой игре - она как японский автомобиль Subaru. Вроде бы и цвет у него не броский, а стандартный такой серый металлик, и количество колёс четыре, и мотор бензиновый, ан нет. Руль не слева, а справа; мотор - не рядный, а оппозитный; и при всём этом машина оказывается и полноприводной.
Вот и Halo первые секунды будет казаться стандартным military-шутером, но не поддавайтесь на провокации. Здесь большие локации - однако это не глобальная карта, как в каком-нибудь Far Cry, а именно уровни. С какой позиции подойти? Безумный "раш в лоб" или аккуратная, почти хирургическая атака с тыла? Игра рекомендует повышенный уровень сложности, и здесь Reach раскрывается во всей красе: умереть совсем не страшно, ведь во время вашей следующей попытки ход схватка может развернуться совсем по-другому. Любопытно!
Как проходит любая перестрелка в среднестатистическом шутере? Высунулся из укрытия - короткая очередь - обратно в укрытие. Кто-то уцелел? Вернитесь к пункту 1. Повторять до финальных титров. Однако, фирменная система регенирующих щитов в Halo и наделение некоторых противников точно такими же щитами, как у игрока, отбрасывает такой привычный сердцу алгоритм в небытие. Усиленных супостатов нужно бить наверняка и до последнего вздоха. Да и обычные инопланетяне, которых мы убиваем в больших количествах тоже не сдаются без боя: пользуются турелями, гранатами, не стесняются менять позиции (некоторые из них даже слишком активно) и иногда даже отступать. На фоне WASD-тира Call of Duty: Modern Warfare, вышедшем примерно в одно время с Halo: Master Chief Collection, такие перестрелки выглядят дико. Дико круто.
О консольном происхождении свидетельствует общая неторопливость боёв. С учетом вышеописанного, игра начинает напоминать какое-то медитативное пособие о войне с инопланетянами: увлекаясь битвами, только и думаешь о том, как вынести очередной аванпост пришельцев, и вроде как даже не получается отдать игру на управление автопилотом сознания, а самому думать о своём.
На общую неторопливость работает оружие - его летальность снижена. Сильнее всего это режет глаза в мультиплеере, чуть менее - в сингле. К тому же, патронные заводы во вселенной Halo работают не так стабильно, как, скажем, во вселенной вышеупомянутой Call of Duty. Поэтому каждый уважающий себя спартанец должен внимательно и вдумчиво подбирать оружие по ситуации - когда-то выгоднее взять шотган, когда-то - снайперку. В редкие моменты можно обойтись и пистолетом.
Это на Xbox он во многом безальтернативен, а выйди он на ПК раньше, так вполне мог быть размазан по стене каким-нибудь Half-Life 2 или F.E.A.R.. Но сегодня Microsoft оказались в удачное время в удачном месте. В эпоху "сессионочек" нам не хватает обилия хороших и добротных шутеров. А Halo именно такой - добротный. Вполне себе занятный и с очень проработанной вселенной.