Найти тему
Андрей Макаров

Самарский треугольник. Бостром и Толстые

Начало прогулки по улице Фрунзе здесь.

Хозяином усадьбы на улице Саратовской, в которой прошли детские и юношеские годы писателя А.Н. Толстого (ул. Фрунзе, 155), был его отчим Алексей Аполлонович Бостром, купивший участок с уже готовыми постройками в конце 1899 года и владевший им до национализации в 1918 году. Откуда же взялся этот Бостром, и куда делся родной отец? Разберемся без спешки.

Усадьба А.А. Бострома в Самаре. Фото: автор
Усадьба А.А. Бострома в Самаре. Фото: автор

Известно, что родился Алексей Аполлонович в 1852 году в семье дворянина Самарской губернии. В 1856 году умерла его мать, а в 1868-м – отец. 16-летний Алексей становится хозяином родового имения Сосновка Николаевского уезда Самарской губернии (сейчас Пугачевский р-н Саратовской обл.). Выделяясь на фоне уездных помещиков образованностью и способностями, он к 29 годам дослужился до председателя Николаевской земской управы.

Будучи человеком разносторонним, Алексей Аполлонович разбирался в общественных науках и в литературе, а еще прекрасно играл на фортепьяно и пел. Он был сторонником прогрессивных идей, но даже в пылу спора никогда не стремился принизить оппонента. А еще он был красив, и в этой красоте не было ничего демонического.

Фото отсюда: http://chronograph.livejournal.com/100419.html
Фото отсюда: http://chronograph.livejournal.com/100419.html

Таким увидела его впервые в один из его приездов в Самару 27-летняя графиня Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева.

Фото отсюда: https://m.russiainphoto.ru/photos/54669/
Фото отсюда: https://m.russiainphoto.ru/photos/54669/

Она увидела человека во всём непохожего на ее мужа Николая, жестокого самодура, кутилу, дуэлянта и скандалиста, который не только не понимал интереса жены к литературе, но еще и высмеивал ее попытки заниматься писательством.

Когда-то по наивности она приняла предложение графа Толстого выйти за него замуж, надеясь своим благотворным влиянием исправить его натуру, но эффект был равен нулю. Не изменились ни образ жизни, ни буйный нрав мужа. Пожалуй, женитьба его только еще больше испортила, сделав домашним тираном и ревнивцем.

Водилась за ним такая привычка – иметь при себе револьвер. Однажды он даже стрелял из него в свою беременную очередным ребенком жену (всего к 1880 году у них родилось четверо детей). Промахнулся. Да собственно, он и не думал причинить ей вред. Просто как-то само вышло.

Фото отсюда: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturi-zhiznenniy-i-tvorcheskiy-put-an-tolstogo-1249655.html
Фото отсюда: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturi-zhiznenniy-i-tvorcheskiy-put-an-tolstogo-1249655.html

Интересно, что за несколько лет такой жизни, отчаявшись исправить мужа, сама Александра Леонтьевна не сломалась, не отказалась от занятий литературой и не убила в себе мечту о личном счастье. Встретив Бострома, она заметила с его стороны уважение, понимание и восхищение. Едва ли они могли часто видеться, но между ними завязалась переписка, в которой они открыли друг другу свои чувства.

В конце 1881 года женщина решилась на очень смелый для того времени шаг – она ушла к любимому человеку и потребовала от супруга развода. Тогдашнее законодательство в таких случаях оставляло детей отцу. Вдобавок ей пришлось променять богатство на очень скромную жизнь: служба Алексея Аполлоновича в Земстве и его маленькое имение не приносили значительных доходов.

Что тут началось! Собственные родители ополчились против нее. Муж забрасывал письмами, то угрожая навредить Бострому, то обвиняя во всём себя и умоляя вернуться. Наконец он пообещал издать в Петербурге на свои средства ее новый роман «Неугомонное сердце».

Неизвестно, что больше повлияло на решение Александры Леонтьевны, но она уступила и вернулась в семью при условии, что с мужем у неё будут только дружеские отношения без физической близости. Николай Александрович сразу же увез ее в Санкт-Петербург – для переговоров с издательством и подальше от возлюбленного.

Как ни странно, роман был издан. Он оказался откровенно слабым и получил безжалостную критику в журнале «Отечественные записки». Но уже не это волновало тогда Александру Леонтьевну в первую очередь. Муж по-прежнему не желал развода, да в добавок его инстинкты оказались сильнее обещаний не принуждать жену к выполнению супружеских обязанностей.

Обнаружив признаки беременности, Александра Леонтьевна написала об этом Бострому и предложила сделать выбор: если он готов принять и любить ребенка как своего, она в скором времени окончательно уйдет к нему; если не готов – должна будет остаться в семье еще на год или более. Ответ не заставил себя ждать. В мае 1882 года, скрыв от мужа, что ждет ребенка, Александра Леонтьевна уходит к Бострому окончательно.

Но это далеко не конец истории. Самые эффектные эпизоды ждут нас впереди.

Спасибо, что дочитали!

Читать продолжение

Предыдущую часть читайте здесь.

Мне интересно узнать Ваше мнение о тексте. Если понравился, поставьте, пожалуйста, лайк.

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о Площади Кирова в Самаре.

Ваш Андрей Макаров