Найти тему
Тим-тиририм

Самоизоляция в мировой литературе

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Думаю, в этот период все мы немного лучше можем понять затворников и людей с фобиями, поскольку волей-неволе находимся в похожем положении.

В эти дни внезапно явился мне из глубин памяти писатель Марсель Пруст (не вспоминался много лет, с универа). Он признан одним из столпов модернизма, лауреат Гонкуровской премии (это вроде литературного Оскара). Из личного опыта относительно его творчества могу уверенно сказать, что мне он никогда не нравился - очень своеобразный и достаточно трудный для восприятия стиль, километровые предложения, пространные описания. Также припоминаю мучительные скитания по страницам в поисках сюжета. По окончании чтения очень трудно сказать, о чем это было. В общем, величие и значимость этого автора ни в коем случае не отрицаю, но чтение очень на любителя и даже, не побоюсь этого слова, на ценителя. Так вот, почему я его вспомнила: Пруст был болен астмой и большую часть жизни был самоизолирован (только он реально сам изолировался, боялся заболеть). Свою знаменитую эпопею "В поисках утраченного времени" он как раз писал в основном в четырёх стенах. Поскольку из-за астмы (и наверное аллергии) он избегал всяческих контактов с внешним миром, многие его измышления зиждились не на реальном опыте, а на собственных представлениях от такого опыта, если бы вдруг он его получил. Проще говоря, цветок он не нюхал, но подробно описывал свои предполагаемые впечатления о том, что бы он почувствовал, если бы это сделал... Вот уж кто точно бы чувствовал себя как рыба в воде сейчас!

А еще вспомню Жан-Поля Сартра, отца экзестенциализма (он лауреат нобелевской премии, кстати). Тут с сюжетами полный порядок, хотя его самый знаменитый роман "Тошнота" читать почти физически тяжело, такое там идёт давление на психику. Полагаю, это был именно тот эффект, какого он желал - ведь всё "не-я" в экзистенциализме предполагает коллосальных энерго- и трудозатрат. Но в связи с темой в первую очередь вспоминается его пьеса "За закрытыми дверями", где несколько человек запреты в комнате. И большую часть времени рассуждают о бездарно прожитой жизни. Загвоздка в том, что выйти они не могут, потому как дверей нет, самоубиться или убить никого они не могут, потому как уже официально мертвы, и остаётся только мучиться от общества друг друга на протяжении Вечности. Можно, конечно, углубляться в филосовскую концепцию экзистенциализма и неизбежно прийти к выводу, что все намного сложнее, чем просто утверждение "ад - это другие". Но даже и простого поверхностного рассмотрения достаточно, чтобы увидеть: ситуация, в которой мы теперь находимся, весьма напоминает то, что описал Сартр.  Семья это конечно хорошо, однако, как известно, шоколад тоже хорош, пока не начинаешь только его и употреблять в формате 24/7. Тогда всякое может случиться.

Наконец, в контексте самоизоляции нельзя обойти вниманием и автора блистательного "Парфюмера" Патрика Зюскинда. Если вы видели фильм, но не читали книгу - это значит, вы не знаете по-настоящему, о чем эта история. Эта книга из тех, которые вызывают искреннее сожаление, что не можешь прочесть её в оригинале. Но речь скорее не о романе, а об авторе. Зюскинд считается одним из самых скрытных писателей, чьё упорство в отказах давать интервью и фотографироваться является просто легендарным. Он, кстати, здравствует и поныне. Подозреваю, что он нисколько не против никаких самоизоляций, если вообще знает о них:)