Найти в Дзене

Топ 5 самодельных спорткаров СССР

В советское время было широко распространено движение "Самавто", объединяющее изобретателей, конструкторов и просто любителей автомобилей, желающий создать свой неповторимый экземпляр. Этими людьми было создано множество уникальных образцов, начиная от малолитражек и заканчивая вездеходами и плавающими амфибиями. В этой статье будут рассмотрены автомобили с самым необычным и прогрессивным дизайном, созданные советскими энтузиастами. 1. Гран Туризмо Щербининых Это спортивное купе было сконструировано в 1969 году братьями Анатолием и Владимиром Щербиниными. Машина построена на базе 21-ой Волги с применением узлов от ГАЗ-69 и ГАЗ-12. На сварной раме располагался стеклопластиковый кузов с трубчатым каркасом. Кузову авто было уделено отдельное внимание, так как Щербинины были художниками и увлекались автомобильным дизайном. Самоделку оснастили 70-ти сильным двигателем, который разгонял авто до 150 км/ч. 2. Ласка (Меркурий) Был создан в 1982 году Владимиром Мищенко, который вместе с ком

В советское время было широко распространено движение "Самавто", объединяющее изобретателей, конструкторов и просто любителей автомобилей, желающий создать свой неповторимый экземпляр. Этими людьми было создано множество уникальных образцов, начиная от малолитражек и заканчивая вездеходами и плавающими амфибиями. В этой статье будут рассмотрены автомобили с самым необычным и прогрессивным дизайном, созданные советскими энтузиастами.

1. Гран Туризмо Щербининых

Автомобиль не имел официального названия, поэтому его окрестили ГТЩ (Гран Туризмо Щербининых)
Автомобиль не имел официального названия, поэтому его окрестили ГТЩ (Гран Туризмо Щербининых)

Это спортивное купе было сконструировано в 1969 году братьями Анатолием и Владимиром Щербиниными. Машина построена на базе 21-ой Волги с применением узлов от ГАЗ-69 и ГАЗ-12. На сварной раме располагался стеклопластиковый кузов с трубчатым каркасом. Кузову авто было уделено отдельное внимание, так как Щербинины были художниками и увлекались автомобильным дизайном. Самоделку оснастили 70-ти сильным двигателем, который разгонял авто до 150 км/ч.

Эта самоделка дожила до наших дней и увидеть её можно в олдтаймер-галерее Ильи Сорокина. Источник фото: https://antonio-j.livejournal.com/289194.html.
Эта самоделка дожила до наших дней и увидеть её можно в олдтаймер-галерее Ильи Сорокина. Источник фото: https://antonio-j.livejournal.com/289194.html.

2. Ласка (Меркурий)

В прессе это авто называют по разному: то Ласка, то Меркурий.
В прессе это авто называют по разному: то Ласка, то Меркурий.

Был создан в 1982 году Владимиром Мищенко, который вместе с командой работал над ним 7 лет. Кузов выполнен из стеклопластика и крепился к раме из швеллеров. Агрегаты были заимствованы у Жигулей.

Всего было построено 5 таких автомобилей. Сейчас один из этих экземпляров хранится в музее ретро автомобилей.

3. КД (Спорт-900)

-4

Это мелкосерийное спортивное купе было создано группой сотрудников НАМИ в инициативном порядке в 1957-1965 годах. Разработке также содействовал директор Московского завода кузовов Кузьма Дурнов, из инициалов которого и произошло название "КД".

Двигатель, подвеска и трансмиссия использовались от Запорожца. Каркасно-панельный кузов автомобиля базировался лонжеронной раме из стальных труб. Дизайн автомобиля профессионально прорабатывался в условиях НАМИ, за счёт чего внешний вид получился прогрессивным для своего времени.

-5

Всего было выпущено 6 таких автомобилей, причем все машины имели незначительные особенности в отделке кузова. До нашего времени дожило несколько экземпляров КД, но, к сожалению, не в лучшем состоянии.

Один из найденных недавно экземпляров КД. Источник фото: https://a.d-cd.net/94f0feas-960.jpg
Один из найденных недавно экземпляров КД. Источник фото: https://a.d-cd.net/94f0feas-960.jpg

4. Панголина

Александр Кулыгин рядом со своим детищем
Александр Кулыгин рядом со своим детищем

Этот знаменитый на весь СССР автомобиль был создан простым рабочим Александром Кулыгиным и его учениками в кружке технического творчества в 1980 году.

Дизайн самоделки был вдохновлён Lamborgini Countach и другими прогрессивными спорткарами того времени. Компоновка авто также была необычной: кабина представляла собой цельный колпак, откидывающийся вперёд при посадке в авто. Боковые стёкла были двусоставными, вместо зеркал заднего вида в крыше имелся специальный перископ, а дворник ветрового стекла имел сложную форму, за счёт чего мог очищать 95% стекла. Также на автомобиле стояли уникальные диски, отлитые специально для этого авто.

Панголина с поднятым колпаком, который поднимался на гидроупорах. Также на крыше виден "горб" перископа.
Панголина с поднятым колпаком, который поднимался на гидроупорах. Также на крыше виден "горб" перископа.

Автомобиль имел заднемоторную компоновку, ходовая часть и двигатель были заимствованы у Жигулей. Однако, за счёт малой массы и хорошей аэродинамики, Панголина могла разгоняться до 180 км/ч.

Такая необычная самоделка быстро стала широко известной и участвовала во многих автопробегах, а также на выставке Экспо-85 в Болгарии.

В девяностых годах машина попала в аварию, в которой были повреждены многие кузовные элементы, не подлежащие уже восстановлению. Но в итоге она была отремонтирована, лишившись откидного колпака и других уникальных решений. В начале 2010-ых была передана в музей ретро-техники.

Обновлённая" Панголина в музее. Как можно заметить, теперь у неё нет откидного колпака и складного дворника, а головные фары заменены на более простые.
Обновлённая" Панголина в музее. Как можно заметить, теперь у неё нет откидного колпака и складного дворника, а головные фары заменены на более простые.

5. Лаура

Лаура Дмитрия Парфёнова
Лаура Дмитрия Парфёнова

Это трёхдверное купе было построено в 1985 году двумя энтузиастами – Геннадием Хаиновым и Дмитрием Парфёновым.

Самоделка имела стеклопластиковый кузов, двигатель от Жигулей и необычную на то время переднеприводную компоновку. Такое решение было реализовано путем установки КПП от Запорожца, которая соединялась с колёсами приводами от Нивы.

Всего было построено два экземпляра Лаур - для каждого из создателей. Эти автомобили быстро стали широко известными в СССР за счёт необычного дизайна, и также участвовали в международном Экспо-85.

Лаура тёмного цвета принадлежала Хаинову, а светлого - Парфёнову. Они также имели незначительные отличия по кузову, например перед машины Парфёнова был более сглаженный и округный.
Лаура тёмного цвета принадлежала Хаинову, а светлого - Парфёнову. Они также имели незначительные отличия по кузову, например перед машины Парфёнова был более сглаженный и округный.

В дальнейшем Лауры претерпели несколько внешних "рестайлингов", а машина Парфёнова и вовсе переделана в совершенно другой автомобиль на базе Ауди. Лаура Хаинова более менее сохранила изначальный внешний вид и сейчас находится в музее Авторевю.

Лаура Геннадия Хаинова в музее. Из-за ДТП ему пришлось переделать заднюю часть кузова, превратив её в двухдверный седан.
Лаура Геннадия Хаинова в музее. Из-за ДТП ему пришлось переделать заднюю часть кузова, превратив её в двухдверный седан.

Спасибо за просмотр! Буду признателен за ваши комментарии и лайки, а также за подписку на канал, на котором регулярно выходят статьи об интересных фактах отечественного автопрома.